«Онегин» в баре, «Обломов» в ресторане и «Золушка» в бане: литературные персонажи, ставшие торговыми марками

МС
Мария Строителева

Персонаж может быть зарегистрирован в Роспатенте в качестве товарного знака (ТЗ). Защитить можно его имя, изображение или совокупность этих элементов (словесный, изобразительный или комбинированный ТЗ). Рассказываем о некоторых литературных героях, которые стали товарными знаками.

Водка «Онегин» 

Она появилась на рынке 4 октября 2016 года. Интересно, что именно в этот день 200 лет тому назад Пушкин дописал свой роман. Владелец бренда — компания Simple, основанная в 1994 году. Идея создания «Онегина» принадлежит руководителю холдинга Максиму Каширину. 

Выпускать водку он решил, потому что это настоящий русский напиток, а такое название выбрано, поскольку одноименный роман Пушкина является энциклопедией русской жизни. Дизайн бренда был разработан международным агентством Mildberry. 

Но не только водкой единой. Например, в центре Ростова-на-Дону работает ресторан «Онегин дача»

Битва за Обломова 

Используют литературных персонажей отечественных классиков и в общепите. В начале 2000-х в Москве открылось два заведения, владельцы которых решили обратиться к роману Ивана Гончарова. Фирма «ИБГ Компани» открыла ресторан «Обломов» и зарегистрирова его название как товарный знак, а предприятие «Позитив» — «Обломовъ на Пресне». 

В суде последняя утверждала, что не претендует на товарный знак «Обломов», а вывеска «Обломовъ на Пресне» — это графическое произведение Александра Адабашьяна, сценариста и художника-постановщика фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». 

Позже «Позитив» все-таки попросил Роспатент отозвать свидетельство на ТЗ «Обломов», поскольку роман Гончарова — это общественное достояние. 

Апелляционная палата Роспатента отменила регистрацию товарного знака. Но битва продолжилась. В 2003 году суд признал решение Апелляционной палаты неверным и возобновил охрану товарного знака «Обломов». 

Порошок, мыло, табак и мешки для мусора 

Под брендом «Золушка» компания «АМС медиа» выпускает разную бытовую химию, в том числе порошки и мыло. Компания «Брянкофи» производит шоколадные конфеты «Белоснежка», а «Нижегородский масло-жировой комбинат» продает майонез и другие продукты под брендом «Курочка ряба».

В Омске работает бирхаус «Бендер», а сеть магазинов табачных изделий зарегистрировала торговый знак «Шерлок». Интересно, что в 2013 году производитель российского сериала «Шерлок Холмс» «Централ Партнершип» не смог оформить его название в качестве товарного знака. Палата по патентным спорам отказала компании.

Решила использовать имя литературного героя и «Аквантика», она выпускает замороженную еду под торговой маркой «Морозко», а вот фирме «Плекс» больше нравится «Русалочка», именно под таким брендом она продает мешки для мусора, чехлы для документов, набор кистей для маникюра и многое другое.

В целом же использование имен литературных героев — распространенная практика, которая «работает» на узнавание бренда, а также на создание положительных ассоциаций у потребителей.

Источник фото

МС
Мария Строителева
629
+1
629
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.