Опасные хештеги: как не нарушить чужие интеллектуальные права в соцсетях

Оксана Недвигина

Сегодня практически ни один предприниматель не обходится без странички, как минимум, в одной соцсети. Скорее всего, такая страница есть и у вашего бизнеса, поэтому вы знаете, что один из способов продвижения – это поставить хештеги в посте.  К сожалению, иногда это может привести к нарушению чужих прав и блокировке аккаунта, и даже штрафу до 5 млн руб. Давайте разберемся как не попасть в такую ситуацию.

Как связаны хештег и нарушение прав

Хештег – это один из инструментов для привлечения целевой аудитории и продвижения товаров и услуг. Наиболее актуально для Instagram, несмотря на переменчивую моду на количество хештегов. Можно сказать, что он является аналогом ключевого слова. По хештегам пользователи могут найти нужные им публикации сразу по всем материалам соцсети .

Слово или фраза станет хештегом, если перед ним поставить решетку # в описании поста. 

Брендовый хештег – есть почти у всех компаний, практически личная подпись. Состоит из названия бренда, возможно даже слогана, фразы, которая ассоциируется у покупателей с продуктом. Например, #онлайнпатент или #вашличныйпатентныйофис

Хештеги известных брендов очень часто используют в своих публикациях, чтобы привлечь подписчиков. Следует помнить, что название бренда может быть зарегистрировано в качестве товарного знака и любое его использование без согласия правообладателя является нарушением. Хештег, который дублирует такое название, также находится под юридической защитой. 

Допустим, вы продаете джинсы и в своих публикациях используете хештег популярной марки Levi’s, и потенциальные покупатели популярной марки попадают на вашу страницу.

Использовать чужой хештег в рекламной публикации без одобрения правообладателя нельзя в силу прямого запрета закона.  Кроме того, вы пользуетесь чужой репутацией, чтобы реализовать свою продукцию или продвинуть услуги. Тем самым, ваши действия являются преднамеренными и даже злостными. С другой стороны, если вы хотите похвастаться модным луком и поставили хештег бренда-производителя, то все в порядке.

За чужой счетПроизводитель детских спальных мешков в виде зверят \"Слипики\" выиграл спор о нарушении исключительных прав на товарный знак № 620155 против индивидуального предпринимателя Гапочко Е. К. (дело N 1-14.6-52/78-01-18). Антимонопольная служба запретила Гапочко Е.К. использовать в соцсетях обозначение \"Слипики\", \"Слипик\" и аналогичные хештеги, а также вынудила удалить все упоминания товарного знака.

Какие случаи не являются нарушением

Итак, товарный знак (с которым может совпадать хештег) без согласия правообладателя использовать можно, если:

  • вы упоминаете его в статьях, новостях, постах и иных заметках с информационной целью, а не с целью извлечения прибыли;
  • товарный знак упоминается в качестве партнера либо с целью ознакомления аудитории, а не для продажи чужой продукции под известным брендом.

Также перед упоминанием чужого бренда необходимо убедиться, что ваша публикация не нарушает антимонопольного законодательства. В статьях 14.1 - 14.3 ФЗ \"О защите конкуренции\" описаны обстоятельства, которые могут привести к такому нарушению:

  • публикация ложной информации с целью распространения ложных, неточных или искаженных сведений, что принесет убытки конкурент и ущерб его деловой репутации;
  • публикация с целью введения в заблуждение потребителя товара и третьих лиц о его качестве, количестве, производстве и других фактах;
  • некорректное сравнение бренда с чужим товаром с использованием слов \"лучший\", \"первый\", \"номер один\", \"самый\" \"только\", \"единственный\" без указания конкретных характеристик или параметров сравнения. 

Поэтому, публикуя информацию о чужом бренде надо быть уверенным, что ваша публикация не попадает ни под один из вышеперечисленных пунктов.

Как проверить, что вы никого не нарушаете

Чтобы самому случайно не нарушить чужие интеллектуальные права, нужно заранее себя обезопасить. Перед простановкой хештега сделайте следующее:

  • Воспользуйтесь поиском по хештегам в самой социальной сети. Введите слово и посмотрите результаты поиска. Это нужно для того, чтобы проверить, использует ли кто-то хештег, который вы планируете отмечать для продвижения своего бренда.

  • Проверьте, зарегистрировано ли слово, которое вы будете добавлять в пост, в качестве товарного знака. Для этого воспользуйтесь нашим бесплатным поиском по товарным знакам.

Большинство владельцев бизнеса, к сожалению, не знают, что такое товарный знак. Чтобы защитить свой бренд от фейковых сообществ, подражателей, которые используют ваш контент, необходимо зарегистрировать ваш бренд в качестве товарного знака. Товарный знак подтверждает ваши уникальные права на название сообщества, слоган и даже хештег. Если ваш бренд юридически не защищен, то это значит, что вы работаете в зоне постоянного риска. 

Что вам грозит за нарушение

  • Блокировка ваших аккаунтов. Она может быть временная или постоянная. Согласитесь, обидно потерять аккаунт, в который вы много вкладывались.
  • Блокировка рекламного кабинета или прекращение показов объявлений. Вы можете полностью потерять возможность промотировать свои посты, если будете заподозрены в нарушении чужих интеллектуальных прав.
  • Владелец товарного знака, хештег которого вы используете в своих постах, может отправить жалобу в ФАС или в суд. В лучшем случае вам придется удалить все посты с упоминанием, в худшем – заплатить достаточно большую компенсацию  (до 5 млн рублей за одного нарушение товарного знака).

 

Страховка от случайностей. Регистрация своего товарного знака.

Чтобы быть уверенным, что вы не нарушаете ничьи права, проще заранее зарегистрировать свой товарный знак в Роспатенте (и это можно сделать, не покидая сайта):

  • Заполните заявку (всего три вопроса) через личный кабинет
  • Оплатите наши услуги сразу или после бесплатной консультации (ответим на все вопросы и предложим лучшую стратегию защиты)
  • Готово! Следите за прогрессом в личном кабинете и получайте уведомления.

Вы будете уверены, что права на этот бренд есть только у вас и вы никого не нарушаете. Это избавит вас от постоянных проверок через поиск, а также от недобросовестных конкурентов, которые могут использовать уже ваш бренд для своей раскрутки. Вы можете отстоять свои права в ФАС, в суде и также получить денежную компенсацию.

Остались вопросы или столкнулись с нарушением ваших прав? Свяжитесь с нами, чтобы мы могли помочь вам. 

Оксана Недвигина
23
+1
23
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.