Организация производства и развитие бизнеса в Китае: частые ошибки и рекомендации по защите бренда

#Товарные знаки
АА
Алина Акиншина, CEO onlinepatent.ru

Китай уже давно стал привлекательным местом для зарубежных компаний. Огромный внутренний рынок стимулирует иностранцев к открытию бизнеса на территории КНР, суммы иностранных инвестиций исчисляются десятками миллиардов долларов. Общемировым стандартом стала и организация контрактного производства в Китае с последующим импортом готовой продукции для продажи на территории родных стран. Даже с пандемией, которая повсеместно замедлила развитие экономики, страна справилась довольно быстро.

Казалось бы, инвестируй и получай прибыль. Но инвестиции иностранных компаний в КНР не всегда находятся в безопасности. Все чаще в прессе всплывает тема защиты прав интеллектуальной собственности зарубежных фирм на китайской земле. Самые горячие споры, как правило, разгораются вокруг защиты прав на товарные знаки — именно о них мы и поговорим в этой статье.

Затаившийся дракон: регистрация товарного знака на китайском языке

Итак, ваша фирма готова выйти на китайский рынок. Организованы каналы поставок продукции, выстроен маркетинг на территории Китая, и даже поданы заявки на регистрацию товарных знаков компании. Правда, заявки поданы, по доброй традиции, в отношении используемых на домашнем российском рынке брендов — на русском и английском языках. А китайские потребители, почему-то, упорно ищут ваши товары по их китайским названиям.

Такая ситуация происходит часто. Бренд российской компании (или бренд отдельного товара) обычно представляет собой слово или словосочетание на национальном или распространенном иностранном язык — обычно, английском. Это вполне логично, поскольку базово основным регионом его использования является Россия, восприятие других языков потребителем можно поставить под сомнение. Следуя простой инерции, представительство в КНР создает китайскую версию бренда на основе обозначения на национальном языке. Но заявка на регистрацию товарного знака нередко подается только в отношении базового, русскоязычного или англоязычного обозначения.

Результатом такой небрежности становится, зачастую, утрата прав компании на китайскую версию бренда. Опережающая заявка на регистрацию в КНР может быть подана от лица дистрибьютора компании, ее партнера или любого другого лица, заметившего подобного рода упущение. Регистрация товарного знака по ней, скорее всего, состоится без особых проблем: в отличие от России, китайская экспертиза не проверяет известность заявленных на регистрацию обозначений из открытых источников и не отказывает в предоставлении товарному знаку правовой охраны в связи с возможным введением потребителя в заблуждение относительно производителя продукции. 

Зарегистрированный на имя третьего лица товарный знак редко «лежит на полке» без дела. Единожды зарегистрированный, он несомненно будет использоваться его правообладателем, и, как следствие, будет препятствовать развитию бизнеса реальной компании-разработчика бренда в КНР. Для устранения препятствии, фирма вынуждена будет добиваться запрета на использование таких товарных знаков и признания их недействительными. Путь к такому запрету лежит через судебные разбирательства и, как любой способ исправления ошибок, используемый постфактум, требует от компании существенного количества времени и материальных затрат. 

С такой проблемой при выходе на рынок Китая столкнулась корпорация Tesla. Когда компания Илона Маска появилась на этом рынке, название Tesla на китайском языке уже было зарегистрировано на имя третьего лица. 

Все, что оставалось Tesla — осуществлять продажу автомобилей под англоязычным брендом и предпринимать усилия, необходимые для возврата прав на китайское название.

Предупредительная регистрация товарного знака в Китае

Китайский рынок — один из крупнейших в мире. Как производственная площадка, Китайская Народная Республика не имеет аналогов в мире. Однако даже понимая, что в среднесрочной перспективе компания тем или иным образом будет присутствовать в Китае, вопрос регистрации товарных знаков нередко оставляют на потом. Это создает благоприятные условия для активной деятельности сквоттеров — лиц, осуществляющих регистрацию на свое имя известных иностранных товарных знаков. 

Сквоттинг иностранных товарных знаков, конечно, характерен не только для территории КНР - аналогичные кейсы можно наблюдать и в других странах мира. Так, в России сквоттеры очень активно действовали на протяжении 1990-2010 годов. К этому времени относится, например, регистрация на имя малоизвестных российских предприятий товарных знаков Starbucks и Firefox. Основная мотивация сквоттеров вне зависимости от страны их деятельности — возможность заработать на перепродаже зарегистрированного товарного знака его реальному обладателю, прискорбно опоздавшему с регистрацией собственного бренда на определенной территории.  

Что такое сквоттинг

Сквоттинг в классическом виде означает самозахват пустующего здания людьми, не имеющими юридических прав на проживание в нем. Этот же термин позднее распространили и на деятельность по «захвату» товарных знаков путем регистрации известных обозначений на имя не очень известных лиц.  

Сквоттинг в сфере товарных знаков может относиться к захвату территорий или определенных категорий товаров и услуг. Правовые предпосылки возникновения сквоттинга обоих типов обусловлены самой системой регистрации товарных знаков. Во-первых, правовая охрана товарных знаков имеет территориальный характер. Иначе говоря, товарный знак, зарегистрированный в России, не имеет никакого отношения к территории США или Китая — для получения правовой охраны на территории этих стран нужно подавать отдельные заявки. При этом, как правило, одно предприятие в разных странах использует одинаковые или схожие товарные знаки, что позволяет недобросовестным лицам без особого труда угадать, какую же заявку следует подать. Во-вторых, регистрация товарных знаков осуществляется в отношении определенных товаров и услуг, что позволяет сосуществовать нескольким идентичным товарным знакам, зарегистрированным на имя разных правообладателей.

Действия иностранной компании по выкупу зарегистрированного китайского товарного знака, либо попытки оспорить такую регистрацию и тем самым восстановить справедливость, стимулируют два основных фактора:

1. Пока товарный знак не выкуплен, продукция под этим брендом не может попасть на китайский рынок либо находится под риском изъятия (с последующим наложением финансовых санкций на компанию-импортера). Таким образом, иностранная фирма теряет возможность для выхода на рынок под первоначальным брендом и вынуждена предпринимать меры, направленные на изменение обозначение. Подобные действия, в любом случае, влекут за собой потерю времени и необходимость вложения дополнительных инвестиций в продвижение принципиально нового обозначения на территории Китая.

2. В некоторых случаях, сквоттеры могут регистрировать товарный знак не столько с целью перепродажи, сколько с целью организации сбыта товаров, маркированных хорошо известным товарным знаком.  Это создает существенную путаницу на рынке и категорически затрудняет выход в Китай для компании-производителя. Кроме прочего, в таких ситуациях выкуп прав на товарный знак может быть невозможен или крайне дорог, что сокращает доступные инструменты борьбы до мероприятий по оспариванию регистрации товарного знака, которые не всегда могут иметь хорошие шансы на успех.

В такую ситуацию попал известный производитель виски под брендом Chivas Regal. В 2014 году китайский производитель одежды из города Вэньчжоу зарегистрировал товарный знак Chivas Regal в классе, к которому относится одежда (класс 25). Собственник бренда, производитель виски, ранее зарегистрировал знак Chivas Regal на территории Китая по различным классам, в частности, в отношении товаров «спиртные напитки» (класс 33), но не зарегистрировал его в отношении одежды. Попытки оспаривания регистрации не увенчались успехом, открытой информации о выкупе прав на товарный знак также не имеется.

Стратегическое планирование мероприятий по регистрации товарных знаков в зарубежных странах и, в частности, предупредительная регистрация товарных знаков в Китае позволяет избежать негативных последствий сквоттинга. Как правило, для осуществления такого планирования достаточно четко отдавать себе отчет в том, что на горизонте 3-5 лет Китай может стать одним из рынков сбыта или производства продукции для вашей компании. 

Интеллектуальная собственность прежде всего

Если фирмы, планирующие работу на территории КНР, не хотят столкнуться с одной из перечисленных проблем, вопросами охраны и защиты интеллектуальных прав стоит заняться заранее, за несколько лет до выхода на китайский рынок. 

Взяв на вооружение концепцию  «интеллектуальная собственность прежде всего», будущим импортерам и партнерам китайских фирм следует осуществить предварительную регистрацию основных товарных знаков в Поднебесной. Эта превентивная стратегия поможет эффективно предотвратить злонамеренный сквоттинг со стороны возможных «паразитов» и минимизировать барьеры для последующего вывода товаров на китайский рынок. 

Кроме того, иностранным компаниям не следует забывать об обеспечении правовой охраны собственных товарных знаков, выполненных на китайском языке, и своевременно подавать заявки на регистрацию. Несмотря на то, что правительство КНР активно борется с явлениями сквоттинга в сфере товарных знаков, до окончательной победы в этой борьбе еще очень далеко.

Алина Акиншина, CEO onlinepatent.ru
Онлайн Патент
#Товарные знаки
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!