В конце января некоторые рестораны быстрого питания KFC в столице поменяли вывески: теперь они именуются Rostic's («Ростикс»), а их логотип — это не полковник Сандерс, а курица, обрамленная с двух сторон красными линиями. Переименование — это логичный шаг ухода компаний, управлявших брендом KFC, с российского рынка.
Почему Rostic's?
Это возврат к историческим корням. Дело в том, что в девяностых годах на территории РФ Ростиславом Ордовским-Танаевским Бланко было создано предприятие быстрого питания, которое, как и KFC, позиционировалось на «куриной составляющей» в меню.
Первый ресторан «РОСТИК’С» открыли в 1993 году в ГУМе. А спустя три года была подана заявка на регистрацию одноименного товарного знака.
Уже через 10 лет, отчитывались создатели фирмы, количество заведений только в столице выросло до 42 точек, еще 12 закусочных действовало в крупных региональных центрах и даже в странах ближнего зарубежья. При этом часть объектов работала по системе франчайзинга.
Управляющий Сергей Лысенков в интервью Ъ рассказывал, что первых клиентов ресторана привлекала «зарубежная картинка» обслуживания: «Персонал в фирменных фартуках и бейсболках, снующие уборщики, стандартная стойка и световые табло с "нагетсами", "сэндвичами" и "картофелем фри" — картинка как из западного кино».
В 2002-2003 годах компания несколько раз признавалась «Брендом года» в категориях «Рестораны быстрого обслуживания» и «Услуги и сервис».
В нулевых годах в западных странах и России поднялась волна негатива по отношению быстрому питанию: дело в том, что СМИ узнали об использовании ГМО при приготовлении блюд. Это вызвало определенное отторжение от зарубежных сетей фастфуда. Хотя «РОСТИК’С» был российским по духу, однако волна хейта коснулась и его.
Чтобы преломить негативные тенденции, руководство пошло на отчаянный шаг — оно включило в меню «русские мотивы», добавив в ассортимент пельмени, пирожки и котлеты по-киевски. Кроме того, на упаковках блюд появилась надпись: «Ростик’с» — это первое российское предприятие быстрого обслуживания»
Как выглядел «Ростикс»?
Рестораны чем-то напоминали сегодняшний KFC: антураж помещений выстраивался вокруг стандартных цветов компании — красного и желтого. При этом логотип, как отмечают сейчас эксперты, считался самобытным, узнаваемым и очень милым — на знаке изображали улыбающуюся курицу в поварском колпаке. В лапах у нее были вилка и нож.
Так и откуда же взялся бренд KFC?
KFC также вышел на российский рынок тоже в начале девяностых годов. Ему было трудно конкурировать с другими предприятиями общепита, поэтому американская компания заключила договор о стратегическом партнерстве с «Ростиксом» в 2005 году.
«Газета.ru», описывая ту ситуацию в общепите, рассказывала, что совместный бизнес помогал всем участникам сделки:
— KFC предлагал свою технологию в обмен на созданную инфраструктуру;
— «Ростикс» был заинтересован в партнере с мировым именем.
Что стало результатом коллаборации? «Ростикс» достался американцам всего за 15 млн долларов, а на рынке появился бренд «Ростик’с — KFC». Новая компания провела ребрендинг: курочка на лого стала больше, исчезли нож и вилка, однако поварской колпак на голове у пернатой убирать не стали.
Чем кормили клиентов в «Ростикс-KFC»?
На сайте Foodincity опубликовано полное меню общепита. Оно включало уже знакомые нам блюда: твистер, зингер, классик, боксмастер, мини-твистер, мясной бутер с сыром, куриный бутер, курицу, острые куриные крылья, картофель фри и различные баскеты.
Давно ушедшими «фишками» были куриный шашлык, борщ, кураж и кетчуп, картофельные снеки с сыром, кукуруза. Детей, кстати, радовали куриными снеками или голенью курицы, маленьким картофелем фри, кока-колой (молоком или чаем) и игрушкой.
Ребрендинг и модернизация не обошлась без иностранных инвестиций: зарубежные партнеры должны были вложить в развитие бизнеса 30 млн долларов (за это им полагалось 6% годового оборота сети).
Почему Rostic’s ушел? Эксперты в 2010 году указывали, что подписанное в 2005 году соглашение с американцами предусматривало вариант выбора линии поведения: в течение 5-7 лет российские партнеры могли либо продать весь бизнес американцам, либо сохранить альянс. Предприниматели сделали свой выбор: компанию продали.
Новые управляющие тут же заменили узнаваемую курочку на полковника Сандерса, а из названия удалили все упоминания о «Ростиксе».
Откуда возникло это наименование — «Ростикс»?
Бренд происходит от имени основателя сети — Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко, Ростиком его называла мать.
Ростислав, кстати, потомок белых эмигрантов по отцовской линии, живший до 80-х годов XX века в Венесуэле. Приехав в поздний СССР, предприниматель развернулся: он открыл пункты проявки пленки и печати фото. Однако все-таки общероссийская известность к нему пришла после создания нескольких сетей общественного питания.