Сервисы поиска работы в РФ прошли долгий путь: от печатных изданий, где публиковались объявления, до интернет-проектов с миллионной аудиторией и выстроенной экосистемой. В сегодняшнем материале — о том, как функционировало HR-направление в последние 35 лет.
Этап первый. Печатный
В 90-е — все вакансии публиковались в специализированных изданиях типа «Работа для Вас», «Ярмарка», «Биржа труда», «Из рук в руки» и так далее. Стоимость объявлений зависела от нескольких факторов: размер сообщения, их тип, количество печатных знаков. Соответственно, работодатели стремились максимально сэкономить. Поэтому описания для вакансий были краткими, емкими и с многочисленными сокращениями (например «м/ж», «в/обр» и так далее).
Соискатели, прочитав такое объявление, должны были позвонить по обычному стационарному телефону, указываемому ниже. У некоторых дома даже имелись «старые» советские аппараты: чтобы набрать номер, надо было крутить диск.
На специализированных порталах, рассказывающих об истории кадрового дела, указывается, что в 90-е HR-специалисты:
- Не имели никаких баз данных, собирающих резюме соискателей;
- Вынуждены были даже внимательно мониторить печатные издания, искать желающих поработать по объявлениям, а потом (редко, но метко) обзванивать их;
- Тех, кто соответствовал стандартам компании, приглашали на интервью;
- Если требовалось набрать специалистов в другом городе, то отправлялись в командировку. Или (в крайнем случае) — проводили собеседование по междугородной телефонной связи. Последняя была дорогостоящая, поэтому ее использовали только в критических ситуациях.
Кстати, если вы помните криминальные сериалы из «лихих 90-х», то в памяти сразу же всплывает такая сценка: милиционеры ищут преступника, попадают к подозреваемому в квартиру и… первое, что они обыскивают — это мусорное ведро. Ведь там могут находиться улики: вырезки из газет, где нужные объявления обведены красным маркером или ручкой. Вычислить местонахождение правонарушителя после этого — не такая уж большая проблема.
Этап второй. Постепенная интернетизация
В 2000-х система найма существенно преобразилась. Подобные газеты, ставшие полностью бесплатными для читателей, ушли на второй план. Работодатели стали размещать такие объявления на специализированных ресурсах.
Первыми из них появились hh.ru, superjob.ru и rabota.ru.
«Работа.ру» был запущен группой компаний «РДВ-медиа» в 1999 году. В 2007 году портал «Rabota.ru» удостоился Премии Рунета в номинации «Экономика и бизнес». В конце марта 2014 года портал запустил проект «Профессиональные сообщества Rabota.ru», содержащий советы экспертов по построению бизнеса, карьеры, подбору персонала, программам обучения и тому подобное. В 2019 году Сбербанк выкупил 100 % акций сервиса «Работа.ру» и с тех пор он является частью экосистемы Сбера.
hh.ru запустили в мае 2000 года. Сначала он назывался National Job Club и был переименован в HeadHunter только в 2003. Первоначально — его специализацией был подбор топ-менеджеров и руководителей среднего звена. Однако потом концепцию существенно поменяли. Эта ставка оказалась выигрышной: в 2007 году в базе данных HeadHunter насчитывался миллион модерируемых резюме. Подробнее об истории развития hh.ru мы писали здесь.
Что касается superjob.ru, то, по некоторым данным, он возник даже раньше hh.ru: tadviser пишет, что релиз сайта состоялся в феврале 2000 года. Его разработчиком стала компания «Триумвират Девелопмент» (она изначально занималась созданием различных порталов). Столь мощная технологическая поддержка оказала влияние на развитие superjob.ru: в 2001 году он вышел на международный уровень, в 2002-м — переформатировался из бесплатной доски объявлений в коммерческий интернет-портал.
Этап третий. Развитие интернет-сайтов подобного профиля, появление новых игроков
Данные www-ресурсы, пользуясь явным коммерческим успехом и потребностями работодателей и соискателей, активно развивались в течение последних 25 лет. Совсем неудивительно, что они вошли в рейтинги привлекательных компаний рунета. В 2025 году hh находится на седьмой позиции, его стоимость оценивается Forbes в 1,8 млрд долларов. Его конкурент — superjob — на 24 строчке (0,42 млрд долларов).
Необходимо отметить, что кроме этих платформ, сегмент рынка поиска работы не стоит на месте. Постепенно появляются и новые сайты. Например, на базе выстроенных IT-гигантов (маркетплейсов, поисковиков или организаций, предоставляющих финансовые услуги).
«Авито. Работа». Профильная страница появилась в середине 2010-х. Уже в 2022-м — на ее площадке было зарегистрировано более 1,6 млн работодателей, а количество просматривающих вакансии достигло 20 млн человек.
«Яндекс. Работа». Проект перезапустился в 2015-м. Уже в 2018-м — компания отчиталась, что в сегменте сервисов объявлений (он включал также «Авто.ру» и «Яндекс. Недвижимость») выручка составила 3,7 млрд рублей.
В этом списке следует упомянуть еще и rabota.ru. Как мы писали выше, сервис приобрел Сбер. В 2025-м — Rabota.ru имеет в активе более 970 тысяч работодателей и от 23 млн резюме.
Этап четвертый: внедрение искусственного интеллекта
Онлайн-сервисы поиска работы постепенно модернизируются. Некоторые из них внедряют новшества: например, дают возможность создавать резюме на основе загруженных данных с использованием ИИ. Потенциально эта (или несколько модернизированная) функция в ближайшем будущем будет внедрена везде. Искусственный интеллект начнет подбирать вакансии и резюме по нескольким кликам мыши: достаточно лишь ввести ряд параметров работодателя или соискателя.
.png&w=1920&q=75)