Сочетание слов «детский мир» у советских граждан прочно ассоциировалось с магазином в центре Москвы. Самый крупный в Европе универмаг с товарами для детей открыл свои двери для покупателей в столице 5 июня 1957 года. Уникальной особенностью здания стало то, что оно было спроектировано и построено специально для магазина детских товаров.
Уже за первый год работы товарооборот универмага составлял 93 миллиона рублей — невероятный объем по меркам того времени. «Детский мир» с легкостью завоевал лидирующую позицию в сегменте продажи товаров для самых маленьких, увеличивая с каждым годом прибыль.
На базе универмага «Детский мир» в 1964 году по решению Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся создается специализированная торговая фирма по продаже товаров детского ассортимента, которая носила то же название, что и универмаг. Так к головному универмагу присоединили 17 магазинов, располагавшихся в разных районах столицы. «Детский мир» становится первым торговым объединением в стране и монополистом в розничной торговле товарами для детей уже к семидесятым годам.
«Торговая марка "Детский мир" была широко известна на территории бывшего СССР и являлась единственным брендом в Советском Союзе в сфере торговли детскими товарами и игрушками», — сообщает РИА.
В начале двухтысячных «Детский мир» на Лубянке стал монопольным владельцем прав на свое название, зарегистрировав данное словосочетание как товарный знак. Решение о регистрации не логотипа, а самого названия вызвало волну осуждения со стороны торговых учреждений с таким наименованием — около 148 магазинов по всей стране были вынуждены отказаться от его использования или отчислять законному владельцу роялти.
ЗАО «Розничная сеть "Детский мир"», а вместе с ним еще около шестидесяти региональных «детских миров» обратились в Апелляционную палату Роспатента. Аргументами «Розничной сети “Детский мир”» были результаты исследования ВЦИОМ, которое проводилось в ноябре 2002 года в городах-миллионниках: большинство потребителей не связывают словосочетание «детский мир» с конкретным владельцем товарного знака, а у 68% опрошенных эти слова вызывали ассоциации с магазинами для детей в родном городе. Еще одним аргументом стало присутствие понятия «детский мир» в ГОСТе: по стандарту универмаг «Детский мир» — это «предприятие розничной торговли, имеющее универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей и торговый зал площадью не менее 2500 кв. м». Таким образом, ГОСТ фактически повторяет нормы права, существовавшие в восьмидесятые годы. В 1982 г. Министерство торговли РСФСР издало приказ «О введении в действие Номенклатуры типов магазинов», где «Детский мир» трактуется как тип магазина.
Существует также постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», из которого можно узнать, что в 1981 г. рекомендовалось «создание специализированных магазинов и торговых секций по продаже товаров детского ассортимента типа магазинов "Дом матери и ребенка" и "Детский мир"». «Это лишний раз подтверждает, что словосочетание "Детский мир" еще двадцать лет назад стало указанием типа магазина», — заявил представитель протестующей стороны Вадим Усков.
Противостояние закончилось тем, что Апелляционная палата встала на сторону «Детского мира» с Лубянки, закрепив монопольное право на словосочетание «детский мир» за центральным магазином.
В 2007 году «Детский мир» шагнул еще дальше и подал заявление в Палату по патентным спорам о признании словесного обозначения компании в качестве общеизвестного товарного знака в РФ. Заявитель подготовил пакет из 55 документов, доказывающих интенсивное использование товарного знака. Помимо прочего, общеизвестность подтверждалась материалами социологического опроса, согласно которому обозначение оказалось известно 96% респондентов. Палата по патентным спорам решила удовлетворить заявление и признать общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации обозначение «Детский мир» на имя Открытого акционерного общества «Детский мир» с 01.01.1985 в отношении услуг 35 класса МКТУ — «продвижение товаров (для третьих лиц); снабжение товарами третьих лиц». Таким образом, товарный знак был зарегистрирован в Перечне общеизвестных в РФ товарных знаков 17 декабря 2007 года.
В дальнейшем «Детский мир» весьма активно защищал свою интеллектуальную собственность. Так, Арбитражный суд Камчатского края запретил АО «ТФ “Детский мир”» использовать в своем фирменном наименовании данное обозначение, а за незаконное использование товарного знака был назначен штраф 100 тысяч рублей.
Московский «Детский мир» также пожаловался в УФАС на незаконное использование товарного знака вологодским магазином-тезкой, принадлежащим ООО «Контакт», предъявив обвинение в недобросовестной конкуренции.
Сегодня «Детский мир» является правообладателем более 140 товарных знаков, среди которых DETMIR.RU, ЗВЕРСКИЙ МИР, ДАЙ ЛАПУ, БАШНЯ БИГБУМ, DETMIR и многие другие.
Еще одним судебным прецедентом стала жалоба «Детского мира» на белгородского индивидуального предпринимателя за использование товарного знака MOBICARO.
Любая организация, которая использует торговую марку, принадлежащую «Детскому миру», может оказаться на месте ответчика в суде. То же правило коснулось и использования доменного имени с обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками ПАО «Детский мир». Гигант на рынке детских товаров отсудил detskiimir.com — в конечном итоге компании передали домен безвозмездно.
Опыт судебных дел «Детского мира» со своими конкурентами-тезками из других городов, а также организациями, незаконно использующими торговые марки, принадлежащие крупнейшему магазину детских товаров, лишний раз напоминает о необходимости изучения существующих товарных знаков перед тем, как придумать название для своего бизнеса. Напомним, что по закону правообладатель вправе потребовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь.