Парфюмерия как искусство создания ароматов имеет определенную цель — сформировать уникальные композиции, которые не только бы услаждали органы обоняния, но и приносили коммерческую прибыль. Казалось бы, раз идет разговор о какой-то финансовой выгоде, то параллельно всегда должен рассматриваться и вопрос о юридическом закреплении созданного фимиама за правообладателем и, соответственно, защитой его от любых экстраординарных случаев.
Однако это не так. К сожалению, инструментов правовой охраны духов очень мало: патентование происходит с большим трудом, а зарегистрировать обонятельный товарный знак сложно и дорого.
Как можно было бы охранять аромат (казалось бы) и почему так нельзя (хотя очень хочется)?
Потенциально, результат интеллектуальной деятельности может претендовать на правовую охрану в различных формах. Базовый режим правовой охраны практически любого произведения, созданного творческим трудом человека, — режим авторского права. Помимо него существуют товарные знаки, изобретения (а также полезные модели), промышленные образцы и географические указания. В случае, если ни одна из этих форм неприемлема, может быть принято решение о сохранении сведений об объекте в секрете, в том числе с введением режима коммерческой тайны.
В контексте данной статьи рассмотрим, как защищают созданные ароматы с позиции авторского права, товарных знаков и патентов.
Почему запахи не защищаются с позиции авторского права?
Исследователи отмечают, что главная причина — сложность определения объективной формы выражения полученного результата.
При этом, отметим это особо, практика зарубежных стран по этому поводу сейчас переживает трансформацию: с одной стороны — Верховный Суд Франции отнес духи к «ноу-хау» (продукт не подлежит «охране в соответствии с французским законом об авторском праве, потому что он предполагает применение чисто технических знаний…, поэтому нет явной связи с личностью их создателей»); с другой — Верховный суд Нидерландов в 2006 году указал на то, что парфюм может являться объектом авторского права, но если соответствует определенным законодательным критериям («творчество», «форма выражения» и «оригинальность»).
А что происходит с обонятельными товарными знаками? Широко известны случаи регистрации обонятельных товарных знаков для премиальных товаров — например, запаха дорогой кожи для автомашин, запаха свежескошенной травы для теннисных мячиков. Однако и ученые и законодатели убеждены, что можно зарегистрировать лишь товарный знак, который индивидуализирует другой товар, а не самое себя. Товарный знак, который индивидуализирует аромат (не мячики и не машины), — это прямое нарушение статьи 1483 Гражданского Кодекса РФ.
Виктория Макарова, патентный поверенный и эксперт «Онлайн патента»:
«В принципе, возможность регистрации обонятельных знаков предусмотрена на законодательном уровне. Так, в статье 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что “в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации”.
Уточнения, какие именно “другие обозначения” могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака содержатся в пункте 32 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, в котором перечислены все виды других обозначений и в том числе на обонятельные.
Требования к обозначениям, которые заявляются в качестве обонятельных товарных знаков содержатся в пункте 27 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемых к ней документам и их формы, в соответствии с которыми “обонятельные… обозначения должны быть охарактеризованы с ясностью и полнотой, достаточными для объективной идентификации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, указанном в статье 1480 Кодекса (далее — Государственный реестр), с тем, чтобы избежать субъективности в процессе идентификации и восприятия такого товарного знака без потребности в любых образцах: если заявляемое обозначение является обонятельным…, то для целей идентификации заявленного обозначения представляется словесное описание запаха… и их точные и ясные характеристики, включающие описание состава композиции вещества, формулу химического соединения, характеризующую источник запаха… и иные сведения, которые, по мнению заявителя, позволят ему наиболее полно и объективно зафиксировать объем испрашиваемой в заявке правовой охраны товарного знака;...”.
Как можно видеть из вышеприведенных требований, они достаточно расплывчаты и неопределенны,что обусловлено отсутствием масштабной наработанной практики по регистрации обонятельных товарных знаков».
Пример из практики: как обстоят дела с обонятельными товарными знаками в западных странах. Компания Chanel попыталась зарегистрировать аромат «Шанель №5» для товаров 3 класса МКТУ, но патентное ведомство Великобритании, юридически предусматривая возможность регистрации обонятельных товарных знаков, заявило, что этот объект не должен представлять собой сам товар.
В Европейском суде попытки зарегистрировать обонятельный товарный знак «бальзамический фруктовый запах с деликатными нотками корицы» закончились фиаско: правоприменитель указал на то, что бренд должен быть представлен всегда четко, автономно, доступно, понятно, долговременно и объективно (соответственно, даже химическая формула предлагаемого запаха не помогла заявителю).
Отметим, что не все страны поддерживают позицию Великобритании и Европейского суда в этом контексте. В США, например, поставили на поток регистрацию обонятельных товарных знаков: тут юридически защитили и пластилин с запахом фруктов, и патчи с запахом ментола (они должны облегчать боль в мышцах и суставах).
А как в России с этим обстоят дела? В 2011 году Роспатент зарегистрировал обонятельный товарный знак № 470375 «Кожаный аромат».
Парфюмер тогда сообщала «Известиям» о том, что этот знак будет использоваться для выпуска продукции, предусмотренной не для ароматизации помещений, а как духи для мужчин и женщин. К сожалению, о коммерческом использовании данного бренда ничего неизвестно: в середине 2021 года юридическая охрана товарного знака была прекращена.
Эксперты подчеркивают, что раз оформление подобных документов крайне сложно с юридической точки зрения, то вряд ли в ближайшем будущем практику в РФ расширят.
Что делать в этой ситуации? Пытаться юридически защитить хотя бы название и упаковку.
Пример из практики. Упаковка духов Chanel зарегистрирована сразу в нескольких применимых формах, и охраняется, в частности по свидетельствам на товарные знаки № 020332, 034399 и ряду других регистраций.
Можно ли действенно защитить духи с помощью патента на изобретение? Судя по практике Роспатента, никаких ограничений здесь нет. Парфюмерная композиция регистрируется путем раскладки химического состава.
Михаил Пасынок, патентный поверенный и эксперт «Онлайн патента»:
«Парфюмерная композиция (духи) может быть объектом патентования в качестве изобретения. Регистрация данного объекта в качестве изобретения представляется наиболее эффективным способом защиты. Однако следует иметь в виду, что будет достаточно проблематично защитить все возможные варианты составов композиции путем описания химических формул, входящих в состав компонентов, поскольку компоненты могут различаться по химическому составу, а их запахи могут быть похожими. Тем не менее патентное законодательство позволяет защищать неограниченное количество вариантов родственных соединений, которым присущи те или иные уникальные и присущие только этим соединениям свойства при предоставлении соответствующих подтверждающих примеров, охватывающих каждый вариант реализации композиции».
Гайдлайн для обеспечения патентной охраны аромата
1. Составьте техническое описание вещества и форму парфюмерной композиции.
Как это сделать?
- Обязательно опишите качественно-количественный состав компонентов
- Формулы химических веществ для расширения объема правовой охраны могут быть представлены в виде формулы Маркуша, но важно, что экспертиза потребует минимум по одному примеру для каждого из альтернативных вариантов группы веществ, описываемой общей структурной формулой
- Не забудьте подтвердить реальными примерами полученный технический результат (он может выражаться в стойкости парфюмерной композиции, достижении пролонгированного эффекта высвобождения и тому подобное)
2. Исследуйте, представлены ли в уровне техники подобные решения, чтобы наилучшим образом сформулировать положения планируемой к подаче заявки — для этого необходимо провести патентный поиск.
3. Подготовьте патентную заявку на изобретение, подайте документы в Роспатент.
4. Дождитесь результатов государственной экспертизы, которая будет проведена экспертами Роспатента. Патентная охрана композиции будет предоставляться по общим правилам Гражданского Кодекса, что предполагает проверку заявляемого решения требованиям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости.
5. Если экспертиза не найдет оснований усомниться в патентоспособности заявленного решения, вы получите решение о выдаче патента. По факту уплаты вами установленной пошлины будет выполнена выдача охранного документа.
Пример: патенты на промышленный образец №112457 и №110027 компании Chanel, защищающие флаконы для парфюма.
Используют ли парфюмеры российские патенты на ароматы для защиты своих интересов в суде?
Существующая практика правоприменения показывает, что на текущий момент массового потока таких дел нет. Охрана парфюмерных продуктов чаще осуществляется через запрет использования средств индивидуализации.
Таким образом, ароматические композиции и продукты, как правило, попадают в зону внимания правоприменителей в связи с нарушением прав на товарные знаки. Третьи лица без разрешения правообладателя маркируют известными товарными знаками (Escada, Chanel, Hugo Boss и др.) упаковки заведомо поддельной парфюмерной продукции, и предлагают такую продукцию к продаже.
Крупнейшие парфюмерные дома ведут системную работу по пресечению такой деятельности. Так, на территорию Российской Федерации распространяется 378 товарных знаков Chanel SARL, и ежегодно регистрируется порядка 30 новых товарных знаков этого правообладателя.
Судебные акты свидетельствуют о высокой и растущей судебной активности Chanel SARL в России, несмотря на то, что существенная часть споров в сфере интеллектуальных прав разрешается в досудебном порядке.
Патентов же на имя Шанель зарегистрировано всего 13, и те — в отношении «косметических баночек» и «устройств для нанесения макияжа». Иначе говоря, охрана именно уникальных композиций на текущий момент в парфюмерном мире непопулярна — ее эффективно заменяет защита прав на уникальный дизайн потребительских упаковок и брендов.
А что в других странах мира?
Здесь простор для исследования намного больший — за годы развития парфюмерной отрасли сформирована широкая практика защиты именно ароматов.
Как пишет Сергей Борисов, ароматические споры разрешались в западных государствах однотипно: так, например, спор между Lancome и Kecofa закончился тем, что суд признал юридическую защиту аромата Lancome (так как Kecofa использовала 24 сходных ингредиентов из 26).
Аналогично было решено и дело L’Oreal vs. Bellure (в суде сопоставили предлагаемые формулы запахов).
Борисов указывает и на еще один интересный кейс — Hugo Boss, Gucci, Lacoste vs. Equivalenza. В этом деле проигравшим стал испанский производитель копий ароматов: суды признали факт нарушения им интеллектуальных прав третьих лиц, так как он не только использовал чужие названия и бренды, но и сравнивал свои и чужие химические формулы в рекламе.
А если не в суд — есть ли иные коммерческие выгоды от патентования?
Некоторые зарубежные косметические компании, предлагая свои товары, делают особый акцент на том, что аромат (или химическая формула, ставшая основой для аромата) была официально запатентована. Так поступает, например, Oriflame, предлагая свой продукт Giordani Gold Essenza, или Victoria's Secret (последняя использовала для создания комбинацию мускуса, лепестки египетской фиалки и австралийское сандаловое дерево).
Предполагается, видимо, что концепция юридической защиты и уникальности стимулирует граждан к более активному приобретению товаров. К сожалению, финансовых и иных объективных показателей, сопоставляющих зарегистрированный и незарегистрированный объект, в статистических данных косметологических компаний пока нет. Соответственно, делать выводы об успешности применения данного подхода затруднительно.
Выводы
Охранять ароматы непросто — но все-таки необходимо. Законодательство на месте не стоит, и мы надеемся еще увидеть изменения в нормативных актах, регулирующих данную сферу.
Пока корректировки норм нет — надо пользоваться тем инструментарием, который предусмотрен российским законодательством: форматом патентования изобретений, регистрацией товарных знаков и промышленных образцов.
Заглавное фото.