Как возместить затраты на патентование за рубежом: 10 главных вопросов

#Аналитика
АЗ
Анна Зверева

В 2020 году 75 российским экспортерам удалось получить возмещение затрат на патентование за рубежом по особой программе субсидирования, запущенной Минпромторгом. Общий объем выплаченных компенсаций, по данным АО «РЭЦ», составил порядка 60 млн руб. 

Программу было решено продлить и на 2021 год, для выплаты компенсаций российским предпринимателям выделено 100 млн. руб. Субсидии предоставляются в рамках федерального проекта «Промышленный экспорт» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Правовым основанием получения компенсации на возмещение затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности, выступает Постановление Правительства РФ от 15.12.2016 № 1368 (в редакции от 06.02.2021) (далее – Постановление). Субсидия предоставляется организации на основании трехстороннего соглашения, заключенного между организацией, АО "РЭЦ" и Минпромторгом.

В прошлом году мы готовили специальный справочный материал для предпринимателей, в котором обсудили 10 главных процедурных вопросов, касающихся порядка предоставления субсидии. Однако правила предоставления субсидии претерпели ряд изменений, и мы выпускаем актуализированный версию «вопросов-ответов».

В данном материале мы намеренно не акцентируем внимание на особенностях формирования комплекта документов. Эта история индивидуальна для каждой компании и, ко всему прочему, связанные с ней нюансы подробно описаны на сайте АО "РЭЦ". Там вы найдете непосредственно шаблоны необходимых документов, рекомендации по их заполнению, а также сможете уточнить интересующие детали у ответственного специалиста.

Мы же постараемся сформировать у читателя общее впечатление о порядке прохождения процедуры, на основе которого он сможет принять решение, стоит ли ему воспользоваться предоставленной возможностью.

Итак, начнем.

Вопрос 1: Круг субъектов: кто может претендовать на получение субсидии?

Заявление о предоставлении субсидии может подать любой российский производитель, понесший затраты на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом.

Под "российским производителем" в целях Постановления понимается: юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ и производящее товары, услуги, работы и технологии, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности.

Вопрос 2: Существуют ли ограничительные условия по времени осуществления затрат?

Да, компенсировать можно только фактические затраты организации, понесенные в IV квартале 2020 года и I-III кварталах 2021 года (то есть с 01.10.2020 года по 30.09.2021 года).

Вопрос 3: Какие именно затраты можно возместить?

Субсидия предоставляется в качестве возмещения следующих затрат:

  • на подготовку, подачу и делопроизводство по международным заявкам (РСТ);
  • оплату пошлин, связанных с подачей и рассмотрением международных заявок (РСТ);
  • подготовку, подачу и делопроизводство по национальным и (или) региональным заявкам в зарубежных странах;
  • оплату пошлин, предусмотренных нормативными правовыми актами зарубежных национальных либо региональных патентных ведомств, связанных с рассмотрением заявок, с выдачей свидетельств на товарные знаки и патентов и с поддержанием их в силе в течение первых трех лет;
  • подготовку, подачу и делопроизводство по заявкам на международную регистрацию товарного знака;
  • оплату пошлин, подлежащих уплате для получения международной регистрации товарного знака;
  • на подготовку, подачу заявки на международную регистрацию промышленного образца в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения и делопроизводство в отношении такой заявки;
  • на оплату пошлин, подлежащих уплате для получения международной регистрации промышленного образца, в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения.

При этом вы можете подать заявление на компенсацию вышеуказанных затрат в любой их комбинации, а также в отношении любого количества заявок.

Вопрос 4: Существуют ли ограничительные условия по суммам?

Да, компенсировать все понесенные организацией затраты с помощью субсидии не удастся, однако бóльшая их часть может быть возмещена.

Затраты на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности традиционно складываются из двух частей:

1) обязательные платежи (пошлины);

2) оплата услуг представителей.

Что касается первой части, то все затраты на уплату пошлин, связанных с регистрацией объектов интеллектуальной собственности, возмещаются за счет субсидии в полном объеме (в размере 100%).

В отношении затрат на оплату услуг представителей установлены ограничения. Так, организация может возместить за счет субсидии 70% таких затрат, но не более:

  • 525 000 руб. – по заявкам, поданным в Европейское патентное ведомство;
  • 325 000 руб. – по заявкам, поданным в патентное ведомство США;
  • 260 000 руб. – по заявкам, поданным в патентное ведомство Японии;
  • 200 000 руб. – по заявкам, поданным в патентные ведомства Китая и Республики Корея;
  • 160 000 руб. – по заявкам, поданным в патентные ведомства иных стран;
  • 50 000 руб. – по международным РСТ-заявкам, международным заявкам на регистрацию товарного знака, международным заявкам на регистрацию промышленного образца.

Обратите особое внимание на тот факт, что ограничения по компенсации стоимости услуг действуют именно на заявку, а не на один из этапов работы с ней. Таким образом, если вы, например, решите подать заявление на компенсацию пошлин и стоимости услуг по подготовке и подаче международной заявки, а впоследствии – заявление на компенсацию пошлин и стоимости услуг, связанных с расширением территории действия, стоимость услуг будет возмещена только в пределах установленного лимита. Если он уже был исчерпан, то к возмещению будут представлены только расходы на уплату пошлин.

Кроме того, ограничен и предельный размер субсидий, предоставляемый одной организации в течение финансового года в рамках одного соглашения. Он составляет 15 млн рублей. При этом количество соглашений, заключаемых с одной организацией в рамках одного финансового года, не ограничено. В связи с этим, в ситуации, когда объем затрат организации превышает верхнее пороговое значение, ею может быть подано несколько заявлений на получение субсидии.

Вопрос 5: Куда обращаться с заявлением?

Заявление подается в АО "РЭЦ", являющееся агентом Правительства РФ по вопросу о предоставлении рассматриваемых субсидий.


Вопрос 6: Когда обращаться с заявлением?

В этом году утверждены определенные «окна» — даты, в которые можно обратиться в АО «РЭЦ» с заявлением. 

11.03.2021 (с 9:00) — 10.04.2021 (до 18:00)

10.06.2021 (с 9:00) — 10.07.2021 (до 18:00)

10.09.2021 (с 9:00) — 10.10.2021 (до 18:00)

При этом не обязательно обращаться с заявлением о возмещении затрат, произведенных в определенном квартале, сразу после его окончания. Главное, успеть подать документы за текущий финансовый период до 10.10.2021 года (см. вопрос 2).

АО «РЭЦ» также разметило информацию о еще одном «окне» для подачи документов: 

11.12.2021 (с 9:00) — 10.01.2022 (до 18:00)

Однако в данный временной промежуток можно будет обратиться с заявлением на возмещение затрат, понесенных уже в IV квартале 2021 г.

Вопрос 7: На что обратить внимание при сборе документов?

Комплект необходимых документов в основном состоит из документов справочного характера и расчетов, копий документов, подтверждающих фактические затраты, а также копий документов, полученных в ходе делопроизводства по заявкам на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. Полный перечень, формы и рекомендации по составлению указанных документов приведены на сайте АО "РЭЦ".

С этого года введено новое правило: копии документов, составленные на иностранном языке, сопровождаются при подаче в АО «РЭЦ» нотариально удостоверенным переводом на русский язык.

Однако кроме них, заявителю потребуется также представить несколько специфических документов, а именно:

  • обоснование целесообразности правовой охраны предлагаемого объекта интеллектуальной собственности за рубежом (цели охраны, описание конечного продукта, описание потребителя, целевых рынков для реализации, бизнес-модели вывода продукта на внешние рынки, оценка вероятного экономического эффекта от введения за рубежом в гражданский оборот продукта);
  • корпоративную программу правовой охраны интеллектуальной собственности (планируемую к реализации в течение 3-х лет, начиная с 1-ого января года, следующего за годом получения первого охранного документа)

Форма корпоративной программы доступна на сайте АО "РЭЦ". Обоснование целесообразности правовой охраны носит, в целом, описательный характер. Эксперты АО «РЭЦ» обращают внимание заявителей, что при описании вероятного экономического эффекта не требуется высокая степень его конкретизации. При составлении документа-обоснования целесообразности правовой охраны необходимо раскрыть все содержательные блоки, упомянутые в Постановлении в пп. «к» п. 12, однако специальных требований к тексту документа не установлено.

Вопрос 8: Каковы сроки предоставления субсидии?

После поступления комплекта документов в АО "РЭЦ" все дальнейшие процедурные действия совершаются в следующие сроки:

  • 1 сутки со дня поступления: регистрация документов;
  • 15 рабочих дней со дня поступления: проверка документов АО "РЭЦ" и уведомление заявителя о результатах проверки;
  • до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом: формирование АО "РЭЦ" реестров получателей субсидий и направление их в Минпромторг;
  • до 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом: принятие Минпромторгом решения о заключении соглашения и предоставлении субсидии либо об отказе в таковом, уведомление АО "РЭЦ" о принятом решении;
  • 3 рабочих дня со дня принятия Минпромторгом положительного решения: формирование Минпромторгом соглашения и направление организации для подписания в системе "Электронный бюджет";
  • 4 рабочих дня отведено организации на подписание соглашения со дня его получения в системе «Электронный бюджет» (срок на подписание организацией соглашения устанавливается Минпромторгом в момент объявления очередного отбора и не может превышать 20 рабочих дней);
  • 1 рабочий день со дня подписания организацией соглашения: подписание соглашения со стороны АО "РЭЦ";
  • 3 рабочих дня со дня подписания соглашения АО "РЭЦ": подписание соглашения со стороны Минпромторга;
  • 10 рабочих дней после заключения соглашения: зачисление субсидии на расчетный счет организации.

Таким образом, ориентировочно, субсидия окажется на счету организации к концу квартала, следующего за отчетным.

Вопрос 9: Как увеличить шансы на получение субсидии?

Определенную привилегию при рассмотрении заявлений получают организации, заключившие с Минпромторгом соглашение о реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности. Если ваша организация имеет подобное соглашение, то его необходимо приложить к комплекту документов, подаваемому в АО "РЭЦ", наряду с корпоративной программой правовой охраны интеллектуальной собственности либо вместо неё.

В случае успешного прохождения проверки комплекта поданных в АО "РЭЦ" документов, организация будет включена в отдельный реестр получателей субсидии. В таком случае заявление будет рассмотрено Минпромторгом в приоритетном порядке.

Более того, в случае невозможности предоставления такой организации в текущем году субсидии в заявленном размере в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, принимается решение о заключении с ней соглашения с условием предоставления недостающей суммы субсидии в следующем финансовом году.

Если же в связи с недостаточностью лимитов такой организации было отказано в заключении соглашения в текущем финансовом году, она получает право подать заявление повторно не позднее 15 февраля следующего финансового года и получить субсидию на основании документов, представленных ранее (с небольшим обновлением справок из комплекта документов). Минпромторг в таком случае не может отказать в предоставлении субсидии.

Также стоит иметь в виду, что заявления рассматриваются в порядке очередности их поступления. Чем раньше поданы документы, тем выше вероятность успеть получить субсидию с учетом лимитов бюджетного финансирования.

Вопрос 10: Нужно ли отчитываться по результатам получения субсидии?

Безусловно. Во-первых, организациям придется отчитаться о выполнении целей и условий предоставления субсидии. Для этого необходимо будет представить в АО "РЭЦ" и Минпромторг копию патента (свидетельства), выданного национальным патентным ведомством, либо копию документа, подтверждающего отказ в выдаче указанного патента (свидетельства).

Во-вторых, организации должны будут отчитаться о достижении значения показателя, необходимого для достижения результатов предоставления субсидии. Таким показателем является:

  • либо осуществление организацией поставок продукции, в состав которой входят объекты интеллектуальной собственности, на регистрацию которых предоставлялась субсидия
  • либо предоставление прав использования таких объектов в соответствии с корпоративной программой правовой охраны интеллектуальной собственности в течение 3 лет с даты получения первого охранного документа

При этом сумма поставок или предоставления прав должна превышать сумму предоставленной субсидии минимум в 5 раз (для организаций малого и среднего бизнеса) и минимум в 15 раз (для остальных организаций). Важно отметить, что сумма экспортных поставок продукции может быть достигнута реализацией продукции, включающей в себя как минимум один объект, регистрация которого компенсирована за счет субсидии. 

Если поставками продукции за рубеж занимается аффилированное лицо, то при предоставлении отчетности компании нужно будет представить документы, подтверждающие аффилированность поставщика и правообладателя объекта интеллектуальной собственности, лицензионный договор между данными лицами и первичные документы по поставкам от аффилированного лица.

Обращаем внимание, что план по достижению вышеприведенных показателей формируется и включается в комплект заявочной документации еще на этапе обращения за получением субсидии (см. вопрос 7).

Отчетность предоставляется ежегодно до истечения 3 лет с даты получения первого охранного документа (патента или свидетельства) либо до достижения значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии.

В случае недостижения указанных показателей организации придется возвратить субсидию в части, пропорциональной величине недостижения установленного показателя, в доход федерального бюджета.

Подводя итог вышесказанному, хотим отметить, что описанная государственная инициатива является рабочей и полезной для российских предпринимателей. Следует, однако, отметить, что ранее Постановление содержало указание на четкие показатели, достижение которых планируется в результате его реализации. Поддержку планировалось оказать не менее 384 организациям до конца 2021 года. На текущий момент конкретные цифры исключены из текста Постановления. Опыт 2020 года показал, что субсидии получили 75 российских экспортеров. Как видим, объемы поддержки хоть и немалые, но все-таки не позволяющие помочь всем предпринимателям, которые могут претендовать на это. В связи с чем настоятельно рекомендуем не затягивать с принятием решения и подготовкой комплекта документов.

Если у вас возникли вопросы, то мы с радостью ответим!

Анна Зверева
Онлайн Патент
#Аналитика
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!