Главное
Технологии

Патенты на шахматы: как компании зарабатывают на популярной игре

МС
Максим Смоляров
Патенты на шахматы: как компании зарабатывают на популярной игре

Одна из старейших игр в истории человечества (ее прообразы возникли еще в Индии в VI веке нашей эры) — и одна из самых запатентованных. Сотни инноваторов юридически оформили свои изобретения и полезные модели по мотивам шахмат. Некоторые из проектов — сугубо коммерческие, приносящие миллионы своим создателям. О патентах на такие разработки мы и расскажем в этом материале. 

Что было создано российскими изобретателями?

«Интерактивные шахматы». Как указывается в пояснении к разработке, она содержит корпус игрового поля, разбитого на отдельные клетки, набор игровых фигур (которые прямо заимствованы из шахмат и оснащены специальными метками с уникальным идентификатором). При этом предполагается, что каждая клетка поля имеет RFID антенну. Она подключена к мультплексору, а он, в свою очередь, к RFID приемопередатчику. Также имеется емкостной датчик, который состоит из электрода возбуждения и приемного электрода. Их подключают к мультиплексорам, соединенных с блоком измерения электрической емкости. Еще внутри изобретения есть:

  • «светоизлучающие диоды, которые образуют блок подсветки, 
  • вычислительный блок, отличающийся тем, что для игры используется дополнительный комплект карточек, содержащих в себе как минимум одну RFID метку и взаимодействующих с полем посредством RFID антенн, встроенных в поле для воспроизведения различных игровых ситуаций и сохранения в их памяти игровой информации, 
  • игровые фигуры, изготовленные из электропроводящего материала, а вся электроника расположена на одной плате, включая RFID антенны, емкостные датчики и светодиоды».

«Устройство для игры в продвинутые шахматы». Состоит из нескольких элементов: игровое поле, шахматные фигуры, часы (где есть возможность отсчета времени), вычислительное устройство, которое подключено к устройствам отображения информации и имеющее аналитический блок. Последний нужен для анализа шахматной позиции и включает в себя:

  • Блок формирования оценки позиции;
  • Блок формирования ходов.

«Устройство для игры в дистанционные шахматы». Он содержит:

  • Компьютер, который связан с заданным числом средств вычисления ходов, и имеющий необходимую память;
  • Сетевой адаптер (он нужен для передачи очередного полухода через интернет). Последний, как следует из материалов запатентованной разработки, подключается к блоку автоматического выбора очередного полухода (а он, в свою очередь, связан с заданным числом средств вычисления ходов и блоком формирования условий выбора очередного полухода).

А что происходит с патентованием в зарубежных странах?

При поисковом запросе «chess» в Google Patents — появляется более 67 000 результатов. Чего тут только нет:

«Шахматный робот». Этот проект включает: собственно саму шахматную доску, фигуры, а также корпус, большую руку, предплечье, маленькую руку на хвосте, систему управления. Как же работает эта система? Все просто — перед началом процесса производится запись названий шахматных фигур и их позиций на доске, программу, стимулирующую работу «большой руки», сбрасывают к исходным позициям. После начала процесса игры — шахматы передвигаются, «большая рука» программируется на изменение координат. Дальше происходит вычисление решений, координат игры и угла поворота. Осуществляется управление двигателем для перемещения. После того, как все шахматные фигуры будут перемещены, «рука» возвращается в исходную точку.

«Шахматы для четырех игроков». Здесь действует несколько наборов игровых фигур, а также есть отдельная доска, имеющая основную игровую зону, сделанную из квадратной матрицы 8*8 поочередно окрашенных игровых клеток с двумя дополнительными рядами из восьми поочередно окрашенных игровых клеток, прилегающих к каждой стороне основной игровой зоны. Концепция игры: размещаются фигуры на игровой доске таким образом, чтобы «каждый другой набор занимал два ряда, прилегающих к одной стороне основной игровой зоны в обычных шахматных расположениях». Игроки перемещают свои фигуры по стандартным шахматным правилам, но в этот концепт не вписывается то, что эквивалентно пешкам (они могут перемещаться на три клетки вперед при каждом первоначальном ходе фигур). Захваты здесь повторяют обычные правила, но на то, что относится к эквивалентам пешек, они не распространяются.

Изобретатели добавляют: «Когда в игре участвуют и остаются более двух игроков, игроки выбывают, когда их король захватывается и фактически удаляется с доски, и в этот момент все оставшиеся игровые фигуры в наборе удаленного короля снимаются с доски. Игра продолжается до тех пор, пока не останется только два игрока, и в этот момент игра заканчивается, когда один игрок ставит мат королю другого игрока или когда ни один из игроков не может поставить мат королю другого игрока».

«Шахматные игры с элементами случайности». Это, как пишут инноваторы, совершенно необычная игра в шахматы. Набор фигур, доска — все стандартно. Однако здесь есть пользовательские игральные кости и индивидуальный набор изображений шести возможных типов фигур, взятых в комбинациях по две (максимум — пяти) в зависимости от игры на индивидуальных картах.

«Простая настольная игра типа шахмат для двух, трех и четырех игроков». Здесь действует устройство для настольной игры для двух, трех или четырех игроков. Это устройство состоит из игрового поля (49 квадратов, расположенных в виде сетки из 7*7) и четырех различимых игровых наборов. Последний имеет «только четыре игровые фигуры, по одной из Альфа, Бета, Гамма и Дельта. Каждая игровая фигура визуально отличается от других игровых фигур набора, и каждая игровая фигура движется по-разному: фигуры Альфа перемещаются только на одну клетку за каждый ход, либо вбок, либо по диагонали; фигуры Бета перемещаются на одну или две клетки, либо вбок, либо по диагонали; фигуры Гамма перемещаются на одну или две клетки, только вбок; фигуры Дельта перемещаются на одну или две клетки, только по диагонали. Игроки ходят по очереди, перемещая одну из своих игровых фигур каждый ход с целью захвата игровых фигур противника. Когда захватывается фигурка Альфа, все игровые фигуры этого игрового набора удаляются. Матч выигрывается, когда только одна игровая фигурка Альфа игрока остается не захваченной».

И всё это приносит доход?

Зависит от ситуации. Если проект инновационный и интересный, то получить прибыль вполне возможно.

Некоторые предприниматели, кстати, ориентируются больше не на юридическое закрепление созданных изобретений, а на иные объекты интеллектуальной собственности.

Например, российская платформа idChess, имеющая в своем портфеле три товарных знака и одну программу, одобрена ФИДЕ и, видимо, прибыльна: у ООО «Фрифлекс», которая была создателем этого проекта, выручка за 2024 год составила 316 млн рублей.

В 2020-м году руководитель компании Петр Чернышев, оценивая свой стартап в интервью rb.ru, акцентировал внимание на том, что при выводе продукта на рынок всегда стоит поработать с юристом, занимающимся интеллектуальной собственностью и патентами: «Это стоит не так дорого — порядка 70 тысяч рублей. Юрист помогала нам сделать лицензионное соглашение и политику обработки персональных данных, подготовить документы к подаче заявки на патент и регистрацию товарного знака, подготовить информацию для публикации на коробке с набором idChess. Если есть риски, лучше о них знать заранее».

МС
Максим Смоляров
Технологии
61
+1
Технологии
61
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.