Правообладатель: ПАО «Аэрофлот»
Задача: Защитить права компании на уникальный способ автоматизированного обновления учебного курса в соответствии с изменениями содержания курса
Результат: регистрация патента на изобретение №2715152 на территории Российской Федерации
Подготовка летных кадров — ключевой приоритет компании
ПАО «Аэрофлот» всегда очень ответственно относится к подготовке своих летных кадров. Известно, что даже те, кто боится летать, предпочитают выбирать именно «Аэрофлот», потому что подготовка пилотов компании является одной из лучших в мире.
Логично, что качество выполнения полетов является результатом систематической работы. Компания постоянно разрабатывает и внедряет различные программы по повышению квалификации, переподготовке, развитию знаний и навыков кадров своих сотрудников. Специалисты Аэрофлота разрабатывают уникальные методики для поддержания профессионального уровня и развития компетенций выпускников лётных учебных заведений. Это, например, позволяет сократить время, которое авиакомпании затрачивают на обучение и повышение квалификации летного персонала.
Одним из актуальных направлений сокращения времени и трудозатрат в процессе обновления учебных, сертификационных и экзаменационных программ является разработка автоматизированных способов обновления материалов учебных курсов. Именно на решение задачи такого автоматизированного обновления и направлен способ, охраняемый патентом №2715152.
Патентование способа автоматизированного обновления материалов учебных курсов
Разработанный способ автоматизированного формирования учебных курсов предполагает логическое разделение курса на самостоятельные независимые разделы, выделение в их составе обязательных базовых элементов и последующее автоматизированное формирование курса, включающего указанные элементы и разделы в заданной взаимосвязи. Для реализации способа осуществляется следующая последовательность действий:
1. Для каждого из базовых независимых разделов задаются обязательные базовые элементы;
2. Формируется список сущностей учебной программы, соответствующих требуемой для учебной программы совокупности понятий и представлений;
3. Для сущностей учебной программы последовательно, в каждом из независимых разделов, формируется элемент, соответствующий соответствующей сущности учебной программы;
4. Объединяются элементы разделов в образовательные блоки внутри независимых разделов;
5. Проверяется наличие в каждом из разделов обязательных базовых элементов;
6. При наличии в каждом из разделов всех требуемых базовых образовательных элементов завершается автоматизированное формирование учебного курса, а при отсутствии базовых образовательных элементов дополняется список сущностей учебной программы дополнительными сущностями, соответствующими отсутствующим базовым образовательным элементам;
7. Дополняются независимые разделы элементами, соответствующими дополнительным сущностям, после чего повторно проверяется наличие в каждом из разделов обязательных базовых элементов.
Для подготовки заявки нашим патентным поверенным было представлено содержательное описание способа. После детальной обработки и перевода на формальный язык патентной заявки были составлены описание и формула изобретения, подготовлены чертежи. Формула изобретения имела один независимый и четыре зависимых пункта, общее количество сопроводительных иллюстраций, разъясняющих суть далеко не простой технологии, составило 13 единиц. Наконец, после достаточно долгого этапа подготовки и согласования итогового текста заявки, 06 декабря 2019 г. заявка на выдачу патента была подана в Роспатент.
Новизна и изобретательский уровень разработанного способа не вызвали ни одного вопроса у экспертизы Роспатента — патент на изобретение был выдан менее чем за два месяца. Уже через 10 дней с даты подачи заявки была завершена формальная экспертиза. А в конце января 2020 г. Роспатент вынес решение о выдаче патента на изобретение и после уплаты обязательной патентной пошлины 25 февраля 2020 г. был выдан патент Российской Федерации №2715152.
Использование способа, охраняемого патентом №2715152, позволяет изменять параметры учебных программ в автоматизированном режиме без существенного участия персонала. Основными положительными эффектами, достигаемыми благодаря использованию способа, стали:
- обеспечение повышения безопасности полетов за счет обеспечения возможности учета всех важных параметров учебной программы при подготовке учебных материалов,
- сокращение времени и трудозатрат на обновление учебных, сертификационных и экзаменационных программ,
- обеспечение отражения в материалах программ динамичных изменений нормативных документов, положительного и отрицательного опыта работы персонала, имеющего прямое или косвенное отношение к безопасности полетов.
Хронология событий:
06.12.2019 — подана заявка в Роспатент
17.12.2019 — получено уведомление о положительном результате формальной экспертизы
30.01.2020 — получено решение о выдаче патента на изобретение
25.02.2020 — зарегистрирован патент на изобретение №2715152