Сегодня в рубрике книга про родное отечественное из IT. А именно — про стартап Степана Пачикова. Предпринимателя родом из СССР, вахтера в общежитии, сотрудника Академии наук и просто везунчика, которому сквозь советский огонь, воду и ещё медные трубы Перестройки удалось стать первым успешным визионером на западе. Да не где-нибудь, а в Кремниевой долине.
Если коротко, то и сам автор в аннотации заявляет, что эта история «просто какая-то нереальная». И по ходу чтения впечатление складывается как раз именно такое. Потому что Пачиков и команда московских технарей совершила и технологический прорыв, и вообще что-то невероятное в самом международном айтишном сообществе. Мы как всегда, расскажем обо всем по порядку, но постараемся без спойлеров. Действие-то разворачивалось в 80–90-е. Вдруг вы зумер и никогда ничего не слышали о Пачикове, или просто всё проспали.
Итак, автор этой книги — Максим Котин, основатель собственного контент-бюро, журналист, репортёр, редактор. Но основное действующее лицо в книге — Степан Пачиков, основатель компании «ПараГраф», занимающейся разработкой технологии распознавания рукописного текста, разработчик приложения Calligrapher для ручного ввода текста для сенсорных устройств и создатель всем известного Evernote.
Среди других героев — Антон Чижов (начинал в «ПараГрафе», ныне — вице-президент по технологиям Intento), «первый легальный советский миллионер» Артем Тарасов, Ларри Теслер, который работал в Apple, Amazon и Yahoo!, и другие воротилы технорынка из долины, Евгений Велихов из советской Академии наук и ныне член Консультативного Совета Фонда «Сколково» и некоторые другие люди, чьи имена мы не будем называть (интрига). Как все эти и другие персоны умудрились очутиться в одной книге, можно сказать, загадка, но Максим Котин буквально на сериальном уровне её уже разгадал. Так что чтение в этот раз совсем нетипичное, а прям на выходные, да на новогодние каникулы.
Итак, чем книга может заинтересовать читателей. В первую очередь, сюжетом, в котором находится место и движениям Пачикова с КГБ, и инновационному бизнесу, и слезам в кабинете в Кремниевой долине, и управленческим кульбитам. Вместо перечисления даже будет правильнее спросить что-то в духе «Вы представляете как создавались коммерческие программные продукты в СССР?». И скорее всего, вы не будете знать деталей, если сами этим не занимались, а тема достаточно необычная и такую историю стоит знать. Кстати, об истории. В одной из глав автор описывает события августовского путча и то, как это время переживал «ПараГраф». Вот там прям учебник с основной хронологией.
Нам, конечно, интересно подмечать фрагменты об авторском праве. На примере Антона Чижова и его программы, которая позволила пользователям печатать на русском (да-да, так было далеко не всегда), автор все объясняет: «Мало кто верил тогда, что на продаже компьютерных программ можно заработать, — ведь никто в стране не понимал, за них платит, если можно просто скопировать с диска на диск. В государстве, в котором все было общим, интеллектуальная собственность считалась буржуазным излишеством. Авторское право, сложившееся в странах потенциального противника, в СССР не признавали на государственном уровне, копируя все западные наработки, какие только было возможно, — от песен и воспроизводящих их магнитофонов до автомобилей. Впрочем, сложившаяся в стране система отношений с авторским правом для создателей первых программ для персональных компьютеров давала свои преимущества. И “Альфу”, и “Бету” — обе версии своего драйвера, названные по буквам греческого алфавита, — Антон Чижов создавал на работе, в Вычислительном центре Академии наук, на компьютерах, принадлежащих государству. Если бы дело происходило в XXI веке — или хотя бы в капиталистической стране, — его работодатель считал бы русификатор своей собственностью и претендовал бы на все полученные программистом деньги. Однако Вычислительный центр работал по законам социалистической плановой экономики. Никаких дополнительных доходов от продажи русификатора в его планах не значилось». На фразе «считалось буржуазным излишеством» хватаемся за сердце.
Выше мы писали о том, что Степан Пачиков — везунчик. Вот прям в том смысле, что у Фортуны он точно в любимчиках. Случайные встречи порой решали его судьбу. И он не просто оказывался в нужное время в нужном месте, а на его пути появлялся тот или иной волшебный даритель (по Проппу). Все по законам жанра: с героями же всегда случаются чудеса. И они обязательно во всем побеждают, берут свой кусок пирога. Только в данном случае история подтвержденная и реальная.
Также Максим Котин не обошел стороной и славные курьёзы. В том числе, про ломаный английский, на котором в Кремниевой долине московским разработчикам приходилось вести переговоры. Например, как однажды Степан Пачиков вместо слов благодарности за подарок и “I love high-tech gadgets” случайно сказал представителям Sony (!) “I love high-tech garbage”, что означало в переводе «Люблю высокотехнологичный хлам». Это, мягко говоря, повергло японцев в шок. Да так, что с «ПараГрафом» они больше не контактировали.
История очень хорошая. Читать одно удовольствие. И о приключениях первых российских стартаперов в Америке узнаете, и познакомитесь с автором через текст. Мы, конечно же, рекомендуем добавить эту очаровательную книгу в небесно-голубой обложке к себе на полочку, и чтение в долгий ящик не откладывать. Впрочем, как и идеи.