Сервис шеринга пауэрбанков «Бери заряд!» был основан в 2018 году бизнесменом Кириллом Кулаковым.
Forbes рассказывал некоторые детали его биографии. Кулаков вырос в Курске, но подростком переехал в Москву. Учился в Московской академии образования Натальи Нестеровой, мечтая стать психологом. Однако после выпуска по специальности работать он не стал: во время учебы, объясняет Forbes, устроился маркетологом в сеть «Стремление», в 2004 году — перешел в отдел рекламы издательского дома «Афиша». Потом увлекся бизнесом и стал запускать проекты в самых разнообразных нишах (начиная от рекламы до цветов и кафе).
Кулаков вспоминал в статье для сайта «Лайфхакер», что первое успешное предпринимательское дело было у него еще в школе. Нашел на улице 50 долларов, купил на них петарды, которые потом продал. Осуществляя неоднократно столь нехитрую операцию, за 2-3 месяца заработал на новую мебель и технику для дома.
В 2008 году, когда начался кризис, открыл ИП и создал рекламное агентство. Этот опыт пригодился в следующем деле, когда Кулаков стал заниматься продажей вкусной и полезной еды в московских парках: «…Решил сделать велотележку, где прямо при тебе нарезают фрукты в красивый стаканчик и дают шпажку. Все свои деньги до нуля я вложил в закупку фруктов, велосипеды и найм ребят».
В 2017 году записался на курс бизнес-школы «Сколково», где узнал о венчурной модели бизнеса. Этот формат предпринимательства ему понравился, Кулаков придумал идею сервиса подбора русскоязычных гидов Hello Guide (стартап должен был помогать путешественникам находить экскурсоводов в любой стране мира). Проект был несколько раз отмечен премиями и грантами, а Кулаков, получив финансирование, отправился в зарубежные страны изучать опыт европейских конкурентов на рынке.
В Цюрихе с предпринимателем произошла неприятная история: аккумулятор телефона практически сел, а собственный пауэрбанк разрядился. Положение стремительно ухудшалось: мужчина не знал языка, не ориентировался в городе, а наличных с собой не носил.
Помогли прохожие: они порекомендовали сеть магазинов Kiosk. В этих торговых точках можно было купить воду, сигареты, журналы, снеки. Еще они предоставляли пауэрбанки в аренду с условием: если в течение двух недель с момента получения происходил возврат неповрежденного зарядного устройства подобного типа, то тогда половина стоимости приобретенного возвращалась клиенту.
Эта идея понравилась Кулакову. Он приехал в столицу, купил 20-30 аккумуляторов и поехал со специальным стендом на городской фестиваль еды. Услуги по подзарядке телефонов он предлагал в аренду за 50 рублей / 30 минут. Из 3000 гостей фестиваля — подобной услугой заинтересовались 60 человек, а воспользовались предложением — 30. Предприниматель увидел в этом хороший знак.
Приехав домой, Кулаков привлек в свой бизнес-проект Степана Ермаченкова.
Ермаченков позже вспоминал, что откликнулся на просьбу Кулакова, так как «зарядка телефона — базовая потребность и боль почти каждого человека, к тому же рынок [в России] был свободный».
Бизнесмены, рассчитывая экономику планируемого проекта, не стали выдавать аккумуляторы в ручном формате, они максимально автоматизировали процесс, придумав инновационный аппарат с двумя разъемами: один предусматривался для приема, другой — для выдачи пауэрбанков.
Задумку надо было воплотить в жизнь. Предприниматели бросились к европейским партнерам за помощью.
Однако миссия сорвалась: в Европе за проект попросили от 200 до 500 тысяч долларов, установив восьмимесячный срок изготовления гаджетов.
Это не устроило Кулакова и Ермаченкова.
Они обратились к китайским коллегам. Те согласовали поставку автоматов и нескольких десятков пауэрбанков.
Кулаков параллельно нанял двух айтишников, которые переформатировали поставленное в Россию китайское оборудование и запустили специальное приложение для клиентов.
Первые автоматы с пауэрбанками появились в учреждениях столицы (преимущественно — рестораны и кафе) летом 2018 года. Час аренды зарядного устройства стоил 50 рублей, сутки — 100.
Подобная стоимость была экономически-оправдана. Кулаков вспоминал, что опрашивал перед запуском проекта людей: «Вот у тебя разрядился телефон, и что ты делаешь?». Как выяснилось, 70% шли в кафе или рестораны, покупали там кофе и подключали телефон к зарядке на полчаса. Самый дешевый эспрессо стоил в то время 50 рублей. «Я поставил такую же цену, но предложил лучшую услугу: можно взять пауэрбанк с собой и сдать в любом другом месте».
Уже осенью того же года были привлечены первые инвестиции: более 29 млн рублей вложил Ермаченков, основатель бизнес-ангелов VentureClub Александр Бородич, основатель лизинговой платформы Arenza Олег Сеньков. Взамен Кулаков отдал им 35% компании.
Привлеченные таким путем средства были направлены на расширение сети автоматов. Однако полученные финансовые результаты 2018 года не порадовали: выручка — 100 тысяч рублей, убыток — почти 20 млн.
Кулаков, оценив ситуацию, решил переформатироваться, привлекая к проекту не венчурных инвесторов, а франчайзи-партнеров: «Венчурные деньги привлекать долго, и нет гарантий, что все получится, а бизнесу нужна стабильность и регулярность денежных потоков. Так мы и придумали ленивый формат».
Компания «Бери заряд!» обещала своим контрагентам операционное управление, а прибыль должна была делиться пополам.
Предприниматели из регионов откликнулись на это предложение. Вскоре аппараты с зарядными устройствами появились в Геленджике, Сочи, Новосибирске, а также Республике Беларусь. Стартап, сформировав подобную франчайзи-сеть, получил 77 млн рублей.
Уже к концу 2019 года «Бери заряд!» насчитывал около 900 станций. Годовая выручка предприятия оценивалась в 90 млн рублей. Прибыль — в 30 млн.
В 2020 году Кулаков продолжил энергичное расширение: он стал устанавливать свои автоматы с пауэрбанками не только в ресторанах, но и в продуктовых магазинах, на автомойках и других учреждениях. Причина перепрофилирования — пандемия коронавируса. В городах были введены ограничения, рестораны закрылись, из-за этого произошла просадка и в выручке компании.
Изменение концепта помогло фирме: если в 2020 у нее был зафиксирован убыток, то в 2021 — пришли не только дополнительные инвестиции (233 млн рублей), но еще и средства от франчайзи-партнеров (121 млн). Выручка увеличилась до 500 млн рублей, а сеть стала насчитывать 6000 автоматов.
В 2022 столь энергичный рост количества устройств подобного типа продолжился.
По данным на конец 2023, у компании «Бери заряд!» было более 3,5 млн зарегистрированных пользователей, 18500 аппаратов, установленных не только в России, но и в Казахстане, Киргизии. Выручка оценивалась в 1,9 млрд рублей, а чистая прибыль — в 250 млн.
Как сообщают в фирме, в 2024 у них в активе уже более 25 тысяч станций и 4 млн зарегистрированных пользователей.
В планах компании — развитие бизнес-проектов в Дубае, Испании и Германии.
К слову, в Дубае фирма уже работала, но не под своим брендом. Как рассказывал Кулаков, «у нас был партнер, переехавший туда из России. Сделали для него white label, и компания вошла в топ-3 лучших по пауэрбанк-шерингу. Позже их приобрела крупная китайская группа». В Испании и некоторых других странах — компания предлагает контрагентам SААS-решения.
А что в России?
Постепенно фирма уходит от китайских автоматов выдачи пауэрбанков. Сейчас она ориентируется также и на импортозамещение, поэтому в ассортименте появились уличные, всесезонные станции, которые изготовлены в России на 80-90% (исключение составляют лишь некоторые чипы и экраны).
Какова юридическая структура бизнеса?
Владельцами основного юрлица АО «Заряд!» являются: Кирилл Кулаков (42,45%), Иннокентий Быстров (12,84%), АО «Квантум, а рус» (7,6%) и другие миноритарные акционеры.
А что с интеллектуальной собственностью?
Компания владеет несколькими товарными знаками:
- «Бери заряд!» (первый, второй) и «Заряд»;
- «Ленивая франшиза»;
- «Садится телефон? Бери заряд!».
Также в активе у фирмы:
- несколько патентов (на полезные модели: «Станция выдачи, учета и обслуживания портативных зарядных устройств»; «Ячейка станции выдачи, приёма, обслуживания и учёта портативных зарядных устройств»; «Система выдачи и обслуживания портативных зарядных устройств»; на изобретение — «Ячейка станции выдачи, приёма, обслуживания и учёта портативных зарядных устройств»);
- зарегистрированные программы для ЭВМ с однотипным наименованием «Бери заряд!» (первая, вторая, третья).
В конце мае 2024 года компания подала заявление на внесение своего программного комплекса в Реестр отечественного ПО.
Как видите, фирма обладает неплохим патентным портфелем для своей ниши и активно защищает свои разработки.