В России — тысячи кофеен. Однако известны и популярны лишь некоторые сетевые. По данным исследовательского центра «Ромир», в начале 2024 в социологических индексах заметности и доверия первое место получила сеть «Шоколадница», на второй позиции — Кофемания, почетное третье — заняла Coffee Like. Топ-5 замыкают Stars Coffee и Cofix.
Расскажем о кофейнях из этого списка, которые используют модель франшизы для расширения своей сети.
Шоколадница
Первое кафе «Шоколадница» появилось в Москве на Большой Якиманке (рядом со станцией метро «Октябрьская») в далеком 1964. В те замечательные годы ассортимент первой Шоколадницы — это многочисленные десерты (в том числе — блинчики с шоколадом, изюмом и орехами, а также горячий шоколад).
В 1999 году заведение с многолетней историей перешло в собственность Григория Колобова, а в 2000 — его сыну Александру. Молодой человек только-только вернулся из Лондона, привезя в Россию панинницу (агрегат для приготовления горячих сэндвичей).
«В Лондоне вовсю развивались Costa Coffee и Starbucks, тогда как в Москве было буквально несколько кофеен: Coffee Bean, Кофетун и парочка Кофе Хаузов», — вспоминал Колобов в интервью Forbes.
В соответствии с этими идеями старая «Шоколадница» была переформатирована под европейские стандарты в 2000-2001 годах.
Такой подход оказался выигрышным. Колобовы стали открывать свои кафе одно за другим. Если в 2004 году работало всего 14 Шоколадниц, то через два года их стало уже 104!
При этом, указывает Forbes, первые кафе стоили недешево — 200-300 тысяч долларов. Средний оборот кофейни составлял 2-2,5 млн рублей в месяц. Росту бизнеса способствовало несколько факторов: свободный рынок и большие незанятые площади в городе.
В 2009 году фирма запустила свою франшизную сеть, установив достаточно жесткие параметры для партнеров (РБК характеризовал это так: «Шоколадница не оставляет франчайзи пространства для маневра: все процессы регламентированы, кофейни инспектируются»).
В 2014 году сеть «Шоколадница» приобрела своего главного столичного конкурента — Кофе Хауз за 25 млн долларов. Выгод от такого слияния было много: объединенная сеть выросла до 650 заведений, а доля бизнеса в секторе стала составлять 50%.
В конце того же 2014 года 40% акций «Шоколадницы» выкупила гонконгская инвесткомпания Acmero Capital. На тот момент в российскую фирму входили более 500 ресторанов и концептуальных сетей, работающих, кстати, не только под брендами «Шоколадница» и «Кофе Хауз».
В 2017 году руководство Шоколадницы объявило о масштабном ребрендинге сети. В него было вложено более 600 млн рублей, а список изменяемого включал не только логотип и форму сотрудников, но и стандарты приготовления еды, интерьера и многого другого.
Годы пандемии больно ударили по финансовому благополучию сети. В 2020 году работавший тогда гендиректор компании Олег Подгорный заявил о готовности закрыть часть точек: «… Из 300 ресторанов сейчас потенциально в списке у нас до 140 ресторанов, которые мы закроем. То есть из 300 может остаться 160».
С возникшим кризисом компании удалось успешно справиться. Сейчас (по данным официального сайта фирмы) у корпорации в активе 210 собственных кофеен и 81 — франшизная. Оборот последних оценивается в 4 млрд рублей (финансовые результаты за 2023 год).
Coffee Like
Эта сеть кафе была создана в 2013 году Аязом Шабутдиновым и Зуфаром Гариповым в Ижевске. Местные СМИ сообщали, что в открытие первой точки основатели вложили по 66 тысяч рублей. При этом созданная компания практически с первого же дня стала заниматься продажей франшиз и обучением партнеров из других регионов. Это привело к активной региональной экспансии. В результате в 2017 году выручка сети оценивалась в 800 млн рублей. Количество действующих кофе-баров составляло 295 в 73 городах России и СНГ.
В 2017 году Зуфар Гарипов продал свою долю в кафе Шабутдинову, а он, в свою очередь, заявил о выходе из дела в 2018 году. Новый собственник корпорации — директор издательства АСТ Павел Гришков. Необходимость вложения денег в проект он оценивал так: «В 2017 году мне с партнёрами предложили купить долю в компании “Coffee Like”. Это была наша первая инвестиция в непрофильные активы. Проведя оценку нового для себя рынка, мы сделали выводы что … у рынка и у компании есть нереализованный потенциал. Проделанная работа помогла нам принять стратегическое решение о выкупе 100% компании у ее основателей. С 2018 года, сменив руководство … и заново отстроив часть бизнес-процессов, мы добились стабильного роста результатов».
Stars Coffee
Сеть появилась после ухода с российского рынка американской компании Starbucks. Новая фирма юридически принадлежит Антону Пинскому и Тимати (Тимур Юнусов).
Афиша, оценив открытие первого кафе, указывала, что меню для проекта разрабатывал шеф-повар Владимир Чистяков (Buro TSUM, Grace Bistro и Folk), кофе делали участники российских и зарубежных чемпионатов Богдан Прокопчук и Лилия Гадельшина, а десерты придумал шеф-кондитер Юрий Волков.
Через год (2023 год) Пинский в интервью РБК рассказывал, что корпорация за этот период смогла запустить 95 кафе. В активе фирмы — семь городов присутствия и ежедневный трафик на уровне 23 тысяч человек. К раскрутке активно привлекаются и франчайзи-партнеры.
Пинский говорил: «Например, в Ростове-на-Дону у нас отличный [контрагент], и мы отдали ему эксклюзив на город. Он запустил четыре точки и строит еще три. Просит эксклюзив на Краснодар, так что мы находимся в процессе переговоров».
В марте 2024 года совладелец компании Тимати (Тимур Юнусов) рассказывал, что фирма уже превзошла допандемийные результаты Starbucks.
В мае 2024 года представители корпорации заявляли об энергичном внутрироссийском расширении (при этом общее количество точек оценивалось руководством в примерно около сотни). Также акцентировалось внимание на планах создания торговых подразделений в Иордании и Ираке.
Cofix
Израильская сеть кофеен с фиксированными ценами была основана Ави Кацем в 2013 году. В России первая точка появилась три года спустя. Тут же началась и активная региональная экспансия. В конце 2019 года сеть насчитывала 178 кофеен, на конец 2020 — уже 195. В 2021 году у Cofix было 210 точек в 8 городах России, включая корпоративные и открытые по франшизе. В отчетах подчеркивалось, что 52% франчайзи Cofix владели более одной кофейней.
Причина, по которой Кац решил ориентироваться на Россию, понятна: в интервью он говорил, что здесь очень молодой, быстрорастущий рынок. Разница между себестоимостью качественных продуктов и ценой на прилавке — большая. «Продукты, себестоимость которых 20 руб., у нас легко продают за 200», — рассказывал Ави (цитата по сайту: «Генеральный директор»).
Такая концепция Cofix была выигрышной.
Подводя итоги 2022 и 2023 годов, директор по развитию сети кофеен Cofix в России и СНГ Александр Нигматуллин говорил: «Cofix — один из немногих международных брендов, который продолжил работу в России после 2022 года. Для нас уход с рынка крупных западных игроков в первый момент имел положительный эффект, благодаря которому в некоторых точках мы фиксировали рост количества гостей. Из-за активных и амбициозных локальных игроков конкуренция на рынке довольно быстро восстановилась и продолжила расти, поэтому мы не останавливаем работу по удерживанию уже лояльных покупателей и привлечению новых: предлагаем гостям новые продукты и концепции, организуем масштабные коллаборации и обмениваемся аудиториями с такими гигантами, как, например, МТС и Яндекс».
В сентябре 2024 года в сети Cofix уже 285 разноформатных заведений, открытых в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Казани, Сочи, Тюмени, Самаре, Саратове, Туле, Владивостоке, Чите и Нижнем Новгороде.
Выводы
Как видите, в большинстве случаев руководство кофеен ориентируется на создание активной франшизной сети. Для организации подобной системы — необходим зарегистрированный в Роспатенте товарный знак.