Главное

Популярные китайские маркетплейсы: как они создавались и что нужно для торговли на них?

МС
Максим Смоляров
Популярные китайские маркетплейсы: как они создавались и что нужно для торговли на них?

В КНР десятки национальных интернет-площадок. Самыми популярными считаются: Taobao.com и Tmall.com (аудитория — более 700 млн человек), Pinduoduo.com (более 540 млн), JD.com (330 млн), 1688.com (70 млн).

Расскажем об этих сайтах подробнее, а также о том, что надо, чтобы на них торговать.

Taobao.com и Tmall.com

Taobao.com основана Джеком Ма в 2003 году, работала первоначально в формате своеобразного «базара». Несколько позже, оглядываясь на конкурентов, модернизировала свою политику: от Taobao.com окончательно отделилась площадка Tmall.com (2011), которая стала заниматься продажей брендовых вещей.

Обе компании принадлежат группе Alibaba.

Если вы решили торговать на Taobao.com, то необходимо зарегистрировать китайское юрлицо, открыть специальный счет в местном банке, получить аккаунт Alipay. Также крайне желателен паспорт КНР и склад на территории материкового Китая. Если хотите торговать на Tmall.com, то к вышеупомянутым условиям добавляется необходимость выдержать сроки — компания, планирующая торговать, должна работать на рынке больше года; и иметь определенный уставной капитал (не менее миллиона юаней).

Во всех случаях для торговли на площадках Alibaba необходимо внести гарантийный взнос, определяемый внутренними правилами маркетплейса. Для Tmail.com предусматривается еще и дополнительный ежегодный сбор. 

На что еще следует обратить внимание при организации своего магазина на розничных площадках Alibaba?

Как и на обычном российском маркетплейсе, предприниматель-инициатор должен внести сведения о своем магазине.

При размещении подобной информации, например, на площадке Taobao запрещается нарушать права других лиц (несанкционированно использовать товарные знаки или иные права на объекты интеллектуальной собственности), размещать ложную рекламу или недостоверные данные. При обнаружении таких фактов компания может удалять информацию, убирать продукты с полок, удалять эти продукты, контролировать учетные записи и многое другое.

JD.com

Эта фирма появилась в 2004 году. Первоначально ориентировалась исключительно на продажи электроники и называлась jdlaser.com. Три года спустя переформатировалась, стала реализовывать товары общего назначения, параллельно происходило развитие своей системы логистики. В 2013 году ребрендировалась, став JD.com.

Для торговли на этой площадке необходимо соблюсти следующие условия:

  • Иметь юрлицо (китайское или иное зарубежное);
  • Предъявить лицензию на продукцию;
  • На товаре должен наличествовать значок «R» или TM.

Гарантийный взнос и плата за использование сайта также предусматривается. 

Pinduoduo.com

Основана в 2015 году Колином Хуаном, который построил свою бизнес-империю, основываясь на идее «геймификации шопинга»: мотивированные клиенты должны были каждый день заходить в приложение, выполнять определенные задания и получать за это вознаграждения.

Сейчас Pinduoduo.com, заполучив необходимую для раскрутки аудиторию, ориентирована на групповые покупки: именно поэтому сервисом пользуются в небольших городах КНР, ведь чем больше заказов — тем ниже цена приобретенного.

Для торговли на этой площадке необходимо иметь:

  • паспорт государства;
  • зарегистрированное китайское или иное зарубежное юрлицо;
  • счет в банке КНР;
  • аккаунт Taobao.

Предполагается и гарантийный взнос, исчисляемый в долларах (если торговать планирует иностранное юрлицо) или в юанях (если свои товары планирует размещать китайская организация).

1688.com

Этот сайт тоже был создан Джеком Ма, но еще в далеком 1999 году. Основное направление работы площадки — оптовая реализация товаров в низкой и средней ценовой категории. Название сайта 1688, кстати, имеет некоторые отсылки к знаменитой «Алибабе», так как указанные числовые категории звучат с китайского как «и лиео ба ба».

Для торговли на «и лиео ба ба» требуют обязательное китайское юрлицо, счет в национальном банке, аккаунт Taobao и паспорт КНР.

В чем сложности торговли на подобных маркетплейсах?

1. Большинство из них — только на китайском языке. Опять-таки зачастую требуются китайское юрлицо и сотрудники-граждане КНР. Даже для регистрации аккаунта также нередко необходим национальный номер телефона. Своеобразным выходом из ситуации будет либо налаживание партнерских отношений с местной фирмой, торгующей на маркетплейсах, либо покупка местной компании, также занимающейся реализацией товаров через онлайн-платформы больше года и не имеющая претензий с чьей-либо стороны. 

2. Как мы видим, в большинстве случаев императивных требований к предъявлению, например, свидетельств о регистрации товарных знаков — обнаружено не было. Однако это не означает, что торговать в Китае можно без оформления собственного бренда. Дело в том, что для КНР характерен «сквоттинг» — это когда популярный товарный знак перехватывается ушлым китайским бизнес-партнером или «троллем». Чтобы не допустить этого, предприниматель должен, изучив рынок и планируя начать работу на маркетплейсах КНР, — зарегистрировать свое обозначение.

На что обратить внимание при регистрации товарного знака в Китае?

Кроме стандартного (оригинального) варианта оформления бренда — рекомендуется также транслитерировать его в иероглифы (большинство жителей Китая не знают русского или английского, а пользуются только родным языком).

Известна ситуация с брендом Ralph Lauren, который вышел на рынок КНР и не стал создавать эквивалент собственного национального товарного знака. Компания продвигала англоязычное исполнение своего обозначения. Позже топ-менеджеры провели соцопрос китайцев. Он выявил, что рассматриваемый товарный знак воспринимается жителями как «сань цзяо ма» или «трехногая лошадь». Вполне очевидно, что исправлять эту логическую ошибку — сложная и долговременная процедура, требующая серьезных затрат.

Правильная регистрация обозначений в исходном и транслитерированное формате — это шаг к выстраиванию логичного позиционирования в КНР.

Кроме того, наличие собственного оформленного бренда защищает ваше дело от любых неблаговидных ситуаций: к возможному нарушителю можно применить местные административные, уголовные и гражданские меры воздействия.  

Международная регистрация товарного знака
Подготовка - 10-20 дней
Экспертиза - 10-12 мес.
Срок действия 20 лет
МС
Максим Смоляров
177
+1
177
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.