Просмотр сериалов и фильмов всегда влияет на зрителя. Последний, ассоциируя себя с теми или иными героями, воспринимает их стиль и манеру общения. Это желание быть похожим на выбранного кумира подхватывается и бизнесом, который после выпуска проекта наводняет розницу товарами под брендом сериала или его персонажей.
«Слово пацана. Кровь на асфальте»
Сериал, снятый Жорой Крыжовниковым («Горько!», «Горько! 2») на основе книги Роберта Гараева, был признан самым популярным в 2023 году: по данным ВЦИОМ, в конце декабря 2023 года его посмотрел (или собирался посмотреть) каждый шестой россиянин (18%).
Волну успеха конвертировали и в брендовые вещи.
«Аутло» вместе с видеосервисом Wink выпустил лимитированную капсулу одежды (куртка, лонгслив, шапка-ушанка в эстетике 80-х), которую можно было получить, участвуя в конкурсах, проводимых онлайн-кинотеатром в соцсетях.
Исполнители главных ролей Рузиль Минекаев и Леон Кемстач в партнерстве с командой, которая создала бренд видеоблогера Влада Бумаги, запустили проект «Эу, пацан» (под этим товарным знаком выпускают снеки и напитки).
Отметим, что часть бизнес-проектов, связанных теоретически с сериалом, пока находится на стадии юридического оформления — предприниматели, защищая планируемое дело с правовой точки зрения, решили зарегистрировать на себя популярные фразы из фильма и само наименование картины в разных классах МКТУ. Если в декабре 2023 года, как отмечали «Ведомости», в Роспатент поступило пять заявок на регистрацию товарного знака «Слово пацана», то сейчас, как это следует из базы данных «Онлайн Патента», в ведомстве на рассмотрении находится уже 11 актуальных обращений подобного толка. Также в Роспатент подали заявки на оформление брендов «Кодекс пацана», «Кино пацана» и «Пацаны не извиняются».
Есть и два зарегистрированных товарных знака «Слово пацана» в разных классах МКТУ (первый, второй).
«Вампиры средней полосы»
Проект, имевший достаточно сложную судьбу, вышел на экраны в 2021 году и сразу завоевал популярность. Причин было несколько — звездный состав актеров (Юрий Стоянов, Татьяна Догилева и другие), детективная линия, мифологические подтексты и пикировки внутри созданной на экране «вампирской семьи», одной из основ которых являлся, например, конфликт отцов и детей. Ряд СМИ признали «Вампиров средней полосы» — лучшим сериалом года.
Известность шоу распространилась и на некоторые созданные брендовые вещи. На маркетплейсах появились шопперы-унисекс в различной цветовой гамме, футболки, худи, значки на рюкзак, стикеры-наклейки на телефон и многое другое. На всех (или на большинстве из них) — изображены главные герои фильма с примечательными подписями и без.
Кстати, сам бренд сериала «Вампиры средней полосы» оформлен в Роспатенте относительно недавно.
А были ли еще подобные популярные проекты, спровоцировавшие волну брендовых изменений?
Да. Например, сериал «Бригада», демонстрировавшийся на телеканале «РТР» в начале 2000-х и открывший вселенную шоу подобного профиля.
Даже сейчас (через почти 20 лет) — по мотивам этого проекта делают коллекции одежды. Когда же сериал появился на экранах — музыка, блокноты и иное, созданное под единым брендом, заполонили буквально все социальное пространство.
А что с зарубежными фильмами и сериалами?
Такая же ситуация. Причем все работает в две стороны: брендовые вещи могут выпускаться ограниченным тиражом после выхода сериала, или быть включенными в исходный проект для повышения узнаваемости и приобретаемости.
Примеров последнего много.
В 2021 году после демонстрации на широком экране популярными товарами стали мужские лоферы из фильма «Дом Gucci», пояс Valentino из проекта «Эмили в Париже», аксессуары из «Игры в кальмара». Ъ писал тогда, что самыми раскупаемыми также считаются туфли Christian Louboutin из «Джентльменов», шляпа Yves Saint Laurent из сериала «Убивая Еву».
Эксперты, опрошенные Ъ, указывали, что появление какой-либо одежды на экране увеличивает ее востребованность примерно в три раза.
Из этого правила есть и исключения: продажи, например, слипонов Vans после премьеры «Игры в кальмара» выросли на 7800%.
Статистические данные по России
Некоторые россияне после выхода фильмов и сериалов спонтанно могут приобрести одежду и обувь «как у главных героев»; товары для дома; еду и напитки, многое другое. Таковы данные опроса, проведенного киноканалом Cinema и сервисом бесплатных объявлений «Авито».
При этом женщины, смотря фильмы и сериалы, обращают внимание на предметы интерьера и одежду. Мужчины смотрят на автомобили и гаджеты.
Из этого правила есть и исключения: например, 19% респондентов-мужчин захотели спонтанно приобрести себе свитер крупной вязки как у Данилы Багрова из фильма «Брат», а 16% — купить шаверму после просмотра фильма «Майор Гром».
Источник фото