Главное

После крушения «социалистического рая»: непростая судьба брендов из ГДР

МС
Максим Смоляров
После крушения «социалистического рая»: непростая судьба брендов из ГДР

После Второй мировой войны территория Германии была разделена на капиталистическую ФРГ, которую поддерживали западные страны, и социалистическую ГДР, которой помогал Советский Союз и его сателлиты.

Восстановление немецкой промышленности в Восточной Германии предполагало реконструкцию «старых» и размещение новых предприятий, большая часть произведенного при этом поставлялась в СССР и страны социалистического лагеря.

В 1980-е годы, как отмечает RT, из-за неудачных реформ система управления, выстроенная коммунистами в Восточной Европе, стала рушиться: предприятия ГДР потеряли традиционные рынки сбыта и «социалистический рай», как то ли в шутку, то ли всерьез называли эту страну, тут же охватил кризис. В 1989 году Берлинская стена (символ разделения государства на две части) пала, Германия объединилась.

Что же стало с брендами из ГДР, гремевшими когда-то на территориях социалистических стран? Давайте посмотрим. 

Robotron. Компания, выпускавшая преимущественно технику (от печатных машинок до радиоприемников), была создана в 1969 году в формате «народного предприятия».

В 1988 году фирма презентовала на Лейпцигской ярмарке свой флагманский продукт — Robotron A7150 (в СССР этот же гаджет именовался CM1910).

Пользователь Habr, оценивая технические особенности ПО, указывает, что в отличие от предшествующих компьютеров, представленная модель имела жесткий диск на 20 Мб (реже — на 40 Мб), 512 Кб оперативной памяти, 16-битный процессор Siemens SAB8086-P с тактовой частотой 4,9 МГц (по характеристикам процессор был схож с «интеловским») и сопроцессор 8087. Внутри была возможность установить второй жесткий диск (для этого предусмотрели специальный отсек и нераспаянный интерфейс). Цена Robotron CM 1910 за 1988-1990 годы колебалась в сторону снижения: если изначально ПК стоил 56873 немецкие марки, то в начале 90-хх этот же компьютер торговался уже за 36 тысяч марок.

При этом планы разработчиков втиснуть внутрь ПК еще один жесткий диск, к сожалению, так и не увенчались успехом: в июне 1990 года Robotron был ликвидирован, его подразделения преобразовали в акционерные общества, которые были либо закрыты, либо быстро проданы более сильным коммерческим конкурентам.

Filmfabrik Wolfen. Фирма выпускала фототовары (пленку, магнитную ленту, фотобумагу и фотореактивы) под брендом ORWO (сокращение от слов Original Wolfen). На ее фабриках в лучшие годы работали до 15 тысяч сотрудников.

После воссоединения Германии компания была официально ликвидирована, однако на ее базе создали кинопроизводящую корпорацию FilmoTec GmbH.

Кроме того, сейчас действует «ORWO Film». Создатели фирмы позиционируют себя так: «Наряду с новыми и улучшенными классическими фотоэмульсиями мы рады выпустить первые профессионально обработанные фотопленки, созданные компанией за 50 лет!» Соответственно, клиенты могут приобрести WOLFEN NP100 (мелкозернистую черно-белую фотопленку), WOLFEN NC500 (цветная фотопленка, использовавшаяся в оскароносном фильме «Из Африки») и многие другие товары.

PIKO. Корпорация, созданная в 1949 году в Хемнице, позиционировалась как производитель детских игрушек — моделей железных дорог. После развала социалистического лагеря фирму приватизировали и переименовали в PIKO Spielwaren GmbH. При этом на качестве выпускаемой продукции юридическое переформатирование не сказалось: компания продолжает производить детские железнодорожные составы в формате G, H0, TT, N.

Одна из моделей компании. Источник: https://www.flickr.com/photos/blumenbiene/30482861016/

Цены впечатляют: тепловоз версии 2021 года стоит 349 евро. За эту цену, как сообщают разработчики, ребенок получает полностью электронное управление, 12-битный звук с 8 каналами и глубиной памяти 128 Мбит.

Carl Zeiss. Фирма занималась оптикой во всех ее проявлениях: так, например, компания поставляла на советский рынок оборудование для космических кораблей, орбитальной станции Мир и планетариев.

История предприятия насчитывает более полутора веков. Именно эта компания создала в 1954 году первый компьютер в ГДР. Примечательно, что аналогичная компания продолжила работу в ФРГ. Договориться и поделить наследие двум фирмам удалось только в 1971 году. Уже после падения Берлинской стены они вновь объединились в одну корпорацию.   

Новая фирма продолжила свою работу: сейчас ее сфера – это медицинские товары, микроскопы, очки, фотоаппаратура и многое другое. Акции корпорации котируются бирже и до недавнего времени были доступны российским инвесторам.  

Разобравшись с судьбой относительно-крупных фабрик, обратим внимание на товарные знаки, ставшие хитами, — мебель «Хельга» и сервиз «Мадонна».

Мебель «Хельга» («Ольга»). «Хельга», выпускавшаяся в ГДР в 50-60-е годы, как утверждает РБК, стала прообразом советских шкафов-стенок. Так как размеры изготавливаемых товаров (высота примерно 157,5 сантиметров, ширина — 205 сантиметров, глубина — 56,5 сантиметров) и их качество (древесина сосны и шпон лиственных пород) соответствовали самому взыскательному вкусу, то «Хельга» стала хитом продаж, а ее цена была как восемь зарплат скромного советского служащего (от 800 рублей).

Сервиз «Мадонна». Как отмечают специалисты, главными факторами успеха производства кухонной посуды стало качество используемого фарфора и декор. Пасторальные сцены с красавицами на фоне природы отсылали к старинной мейсенской росписи начала XX века.

Волна спроса на сервиз продержалась ровно до 1995 года. После объединения Германии и ухода из страны последнего российского солдата (а именно они вывозили эту посуду в СССР) — заказов на подобные товары практически не стало. Самостоятельные попытки заводов сбывать продукцию на территории постсоветского пространства завершились фиаско: российские экономические реформы 90-хх годов не позволяли хозяйкам приобретать красивые вещи по заоблачным ценам.

Сейчас сервизы «Мадонна» в Германии больше не выпускают.

В массовом сознании остался примерно такой образ ГДР. Источник фото: https://www.flickr.com/photos/foundin_a_attic/50036190671/

Выводы

Бренды ГДР, гремевшие когда-то на весь Советский Союз и соцлагерь, после краха коммунизма стали практически никому не нужны: они либо закрылись полностью, либо перепрофилировались, либо слились с другими брендами, либо используют ностальгические мотивы (но прежней популярности завоевать уже не могут). Выжили единицы — те, кто смогли предложить конкурентному капиталистическому миру высокие стандарты качества при относительной дешевизне производства.

Регистрация товарного знака в Роспатенте
Подготовка 2-3 дня
Экспертиза От 6 месяцев
Срок действия 10 лет
МС
Максим Смоляров
661
+1
661
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.