В конце 2024 года Минэкономразвития России представила пакет законопроектов, детально регламентирующих деятельность маркетплейсов и работающих на этих площадках продавцов.
На что обратить внимание, анализируя текст этих проектов документов?
1. Администратор маркетплейса (его называют оператором посреднической цифровой платформы) и партнер взаимодействуют на основании заключенного, в том числе в электронной форме, договора. При этом интернет-площадка проверяет все юридически важные сведения, касающиеся деятельности своего контрагента: для этого используются данные ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо идентификация потенциального продавца производится через кнопочку на Госуслугах.
2. Размещая карточку товара партнера, оператор должен:
- указывать сведения о таком партнере (включая информацию о разрешениях, лицензиях, сертификатах, соответствии продаваемого федеральному законодательству о техническом регулировании, исполнении требований по маркировке товаров);
- подчеркнуть, что сам он не является стороной оформляемого контракта, если продажами занимается не он.
Если продавцом является зарубежный производитель, то маркетплейс должен проинформировать об этом факте покупателя. Также следует обратить внимание на то, какие особенности покупки товаров будут в этом случае.
3. Нельзя размещать карточки товаров, которые не соответствуют законодательным требованиям. Например, если предлагаемый товар изъят из оборота. Или продаются агрохимикаты, БАДы, лекарственные препараты, которые не прошли соответствующую государственную регистрацию. Или предлагаются такие товары, которые должны быть промаркированы, но партнер не является участником оборота товаров, включенных в эту систему.
4. Правообладатель, обнаружив нарушение его интересов, может обратиться с заявлением к оператору, указав на неправомерное размещение карточки товара.
5. Оператор может заблокировать карточку размещаемого товара. При этом у партнера есть возможность решить возникающие проблемы в досудебном формате.
6. Оператор осуществляет постоянный информационный обмен с налоговыми органами по поводу сложившегося взаимодействия с партнерами.
7. За неисполнение или нарушение правил, установленных законопроектом, предполагаются серьезные штрафы.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях планируется внести две статьи — 14.68 и 14.69.
Первая предусматривает санкцию, применяемую к оператору посреднической цифровой платформы. При неисполнении требований должностные лица платят от 30 до 200 тысяч рублей, юридические — от 100 тысяч до 2 млн.
Вторая, статья 14.69, предусматривает, что за нарушение продавцом требований, предъявляемых к размещению предложений о товарах, установлен штраф для должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, для ИП — от 50 до 100 тысяч, для юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей. При повторной фиксации факта нарушений сумма взысканий возрастает в разы: для должностных лиц — от 20 до 40 тысяч, для ИП — от 100 до 200 тысяч, для юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей.
Законопроекты скоро будут приняты?
Нет. Они пока проходят стадию общественного обсуждения, а игроки рынка вносят свои предложения и корректировки.
Например, Российский союз промышленников и предпринимателей указывает на необходимость видоизменения штрафных санкций: в нынешнем варианте — платформа несет большую ответственность, чем продавец за нарушение требований к размещению карточек товаров. Один из крупнейших маркетплейсов Ozon вообще просит исключить из законопроекта условие о размещении информации об исполнении требований по маркировке товаров, объясняя это тем, что нет технических возможностей для предоставления подобных сведений.
Учитывая, что законотворческий процесс достаточно длителен, а основные участники рынка пока оценивают проекты неоднозначно и просят скорректировать некоторые нормы, можно предположить, что правовые акты вступят в силу только в конце 2025 года после возможной масштабной переработки. На этот же срок ориентированы разработчики: в законопроекте «О платформенной экономике» установлено, что ФЗ должен начать действовать с 1 сентября 2025.
Надо отметить еще один важный момент: рассматриваемые Федеральные законы задают лишь рамочные параметры, часть вопросов, касающихся маркировки и правил организации торговли, будет устанавливаться Постановлениями Правительства РФ, которые пока не разработаны и не представлены. Соответственно, внешний вид потенциального регулирования можно оценить только по предварительным, проходящим обсуждение, текстам документов.
В чем риски для бизнеса в этих законопроектах?
1. Используя систему аналитики маркетплейсов, системы «Честный знак» и ОФД, власти будут оценивать объемы продаж товаров, а также то, какие вещи были реализованы конкретным предпринимателем за определенный период времени.
При малейших нарушениях бизнесменов будут штрафовать как за несоблюдение правил, например, маркировки, так и за неправильное введение этих объектов в оборот при продаже через маркетплейсы.
Что надо помнить о маркировке? На данный момент (февраль 2025) — в проекте «Честный знак» участвуют более 20 товарных групп. Однако уже скоро перечень объектов, на которых ставят код, увеличится. За отсутствие маркировки при фиксации особо крупного размера нарушений полагается штраф до миллиона рублей.
2. Конечно, требования по зарегистрированному товарному знаку к участникам рынка, торгующим на маркетплейсах, сохранятся и, возможно, будут усилены после вступления законов в силу.
Отметим, что форматы привлечения субъекта, использующего бренд, нарушающий права другого предпринимателя, к ответственности пока сохраняются: не соблюдающий требования законодательства по-прежнему будет вынужден платить до 5 млн рублей компенсации или даже более того (статья 1515 ГК РФ) по решению суда. Кроме того, виновника также можно привлечь к административной и уголовной ответственности (в последнем случае — если сумма ущерба от 400 тысяч рублей).
Как избежать этих рисков?
Во-первых, оцените, входят ли ваши реализуемые на маркетплейсах товары в список обязательно маркируемых по системе «Честный знак». Если входят, то ознакомьтесь на официальном сайте честныйзнак.рф с требованиями по размещению Data Matrix кода на своей продукции.
Во-вторых, следите за тем, как будут модернизироваться перечисленные выше проекты нормативных актов с течением времени. Когда законопроекты пройдут второе чтение в Госдуме можно начинать перестройку бизнеса под заданные в документах параметры. Все остальные детализированные аспекты — отслеживайте в Постановлениях Правительства РФ. Они принимаются параллельно по времени с законопроектами или немного позже. Следить за актуальной версией документов рекомендуется на сайте pravo.gov.ru
В-третьих, на данном этапе — уделите особое внимание регистрации своих товарных знаков. Это в любом случае — самое эффективное действие в сложившейся обстановке. Оформленный бренд обезопасит ваш бизнес-проект от конкурентов и «патентных троллей».