Представительство холдинга, созданного в конце XIX века прусским финансистом Фридрихом Вильгельмом Райффайзеном, было открыто в Москве в 1989 году на закате СССР. Через семь лет уже в России сформировали структуру, которая получила лицензию ЦБ на осуществление финансовых операций.
Это стало основой для активного расширения.
В 2000 году банк открывает ООО «Райффайзен Лизинг».
В 2003 — образуется Управляющая компания «Райффайзен Капитал».
В 2005 корпорация подключается к системе страхования вкладов.
В 2006 — начинается слияние с ИМПЭКСБанком (оно официально завершилось в конце 2007 и стоило, по данным экспертов, более 550 млн долларов). Как вспоминал позже бывший член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев в интервью Forbes, указанную сделку компания оформила ради розницы: «… чтобы стать крупным розничным банком, надо было купить конкурента с отделениями. У Импэксбанка они были — и это сильно сокращало длинный путь».
В 2009 году появляется Страховая компания «Райффайзен Лайф».
В 2015 году в России, отчитывались в Райффайзенбанке, работало 177 дополнительных офисов, 6 филиалов в крупнейших городах страны, а также две операционные кассы. Установлено было более 1300 банкоматов. «Интерфакс-ЦЭА» сообщал, что Райффайзенбанк занял 7 место в рейтинге по объему средств частных клиентов, 8 место — по размеру потребительских кредитов.
В марте 2016 года эксперты отмечали, что активы компании составили почти 911 млрд рублей. Количество корпоративных клиентов оценивалось в 12 тысяч.
В 2019 году фирма, с одной стороны, реорганизовала отделения, которые были мало популярны среди клиентов, с другой — объявила об объединении с банкоматной сетью «Открытия» (в результате чего, как отмечалось в официальных пресс-релизах, клиенты компании смогли снимать наличные без дополнительных комиссий в 21 тысячи устройств).
Кроме того, в этом же году группа компаний запустила чат-бота. В 2020 — и собственную бот-платформу, и голосового помощника в контакт-центре (роботу, кстати, придумали даже характер и имя — Рэя).
Цифровизация, подчеркивали в Райффайзенбанке, — это центр всех усилий корпорации, она позволяет предоставлять услуги быстрее, дешевле и понятнее, чем раньше.
Каковы финансовые показатели Райффайзенбанка?
За 2017 год группа компаний в России заработала 29 млрд рублей чистой прибыли.
Уже через пять лет (в 2022 году) эти показатели оценивались экспертами в 141 млрд рублей (чуть больше 2 млрд евро).
Как следует из отчетов за 2023 год, у компании существенно сократилась чистая прибыль — всего 1,3 млрд евро (-35% год к году).
Какова эволюция банковского дела в России по мнению руководителей Райффайзенбанка?
Роман Зильбер, член правления финансовой структуры, выделял несколько этапов развития:
- в 90-е — банковская среда оценивалась как сфера романтиков («ярких, образованных людей с нестандартным бэкграундом и широким кругом интересов»);
- после 1998 года — «эпоха закончилась — фондовый рынок рухнул, утянув в пропасть огромную группу банков с красивыми названиями... Тяжело пришлось и Райффайзенбанку, но его акционеры верили в Россию и возместили потерянный на инвестициях в госбумаги капитал. Время трейдеров закончилось, началось десятилетие корпоративных банкиров — работа с крупными компаниями, кредитование, выпуск облигаций и акций». В 2000-х наступило время экономистов, то есть людей, которые уже имеют профильное банковское образование;
- в 2010-х — кредитные организации стали активнее работать с розничным рынком. Этот новый мир потребовал и новых компетенций — математиков, маркетологов и, конечно, айтишников («нам очень повезло, что российская розничная банковская система, созданная в 2000-х, позволила нам избежать legacy-болезней банковских рынков: расчетов чеками, старых технологий в платформах. В итоге у нас одна из самых передовых и быстрых банковских систем»);
- в 2020-х — финансовые структуры должны превратиться в технологические вездесущие компании. Эта цель предполагает изменения и в кадровой политике — привлечение на работу в первую очередь айтишников, а также психологов, художников, бихевиористов, антропологов и многих других (то есть, иначе говоря, никак не экономистов).
Каково взаимоотношение российского Райффайзенбанка с австрийской головной организацией?
Сергей Монин, председатель правления Райффайзенбанка, рассказывал FrankMedia в 2021 году о форматах работы структуры. Группа компаний, по его словам, является самой децентрализованной с точки зрения «возможностей принятия решений банками в стране своего присутствия». Монин подчеркивал, что группа «… воспринимает нас не как набор бизнесов, а как целостную компанию, и цели нам ставят не как набору бизнесов по каждому бизнесу отдельно, а цели, которые должна достичь компания в целом. И это очень важно, потому что здесь мы уже способны перебрасывать капитал из одного бизнеса в другой, что-то начинать и принимать какие-то действительно стратегические решения. Тем не менее, мы часть группы, имеем абсолютно согласованную групповую кредитную политику, и, наверное, с точки зрения риск-политики группа по-настоящему унифицирована, отношение к риску одинаковое во всех странах».
В настоящий момент Райффайзенбанк заявил о намерении уйти из России и потихоньку сворачивает свою деятельность.
А что с интеллектуальной собственностью у Райффайзенбанка?
В портфеле компании в России — 10 товарных знаков.
И это не только стандартные, обозначающие наименование сегодняшней корпорации, но и своеобразные – например, модификации «R-банк» (заявки на регистрацию подобных брендов были поданы в 2023 году на фоне рассматриваемого решения об уходе из РФ). Ни патентов, ни иных свидетельств у российского Райффайзенбанка нет.
Вероятнее всего, действующие товарные знаки будут продлеваться и после ухода из России. Почему? Мы подробно объяснили это в данной статье.