Ребрендинг по-русски: 7 примеров неудачной смены логотипа

МС
Максим Смоляров

В России многие ребрендинги были проведены довольно радикально. Билайн, Первый Канал, МТС — знакомые каждому россиянину логотипы известных компаний и организаций меняли дизайн, название, стиль или слоган на почти неузнаваемый. 

Иногда ребрендинг и вовсе приводил к волне негатива. Мы решили собрать наиболее примечательные примеры неудачной смены логотипа. 

Почта России

Почта России заявила о том, что собирается провести ребрендинг, ещё в 2002 году. Реальные изменения произошли только спустя несколько лет. С одной стороны, ничего плохого в бело-синем орле нет. С другой, со стороны почты это позиционировалось как шаг в новом направлении. Заявлялось, что ребрендинг проводился с целью отобразить внутренние изменения. Планировалось стать ближе к международным образцам стиля и молодежи. 

Но всё было зря. Шутки про «невероятную скорость» Почты России не ушли в прошлое вместе со старым брендом. Обслуживание осталось на том же уровне, как и претензии со стороны отправителей и получателей. Неоправданный ребрендинг, лишь подчеркнувший стремление к внешней привлекательности, а не подлинному качеству. 

Азбука вкуса

Логотип также разрабатывался зарубежным дизайнерским бюро — SCG London. Магазин должен был торговать едой высокого уровня, деликатесами. Светло-зелёная гамма, широкие буквы, ретро-шрифт — всё было направлено на ассоциации с чем-то натуральным. 

В стремлении осовременивания логотип подвергся упрощению — буквы стали тоньше, название начали  писать строчным шрифтом. При этом сама надпись слабо сочетается с изобразительной частью. Фирма потеряла часть прежнего имиджа. 

Билайн

Узнаваемый логотип с чёрно-оранжевыми полосками, хорошо узнаваемый россиянами, был придуман дизайнерским бюро Wolff Olins. К слову, эта же фирма разработала провальный логотип для олимпийских игр в Лондоне. Не все клиенты приняли столь резкие изменения. Ребрендинг вызвал волну негодования. 

Ребрендинг 2021 года упростил зарубежную разработку до максимума. Логотип теперь напоминает шар, а не пчелу. Название стало писаться строчными буквами (вслед за уже теряющим популярность трендом). Шрифт некоторые также считают недоработанным. Это произошло несмотря на то, что специально для мобильного оператора был разработан шрифт Beeline Sans. 

Дополнительно были добавлены новые цвета — красный и оранжевый, что снизило узнаваемость логотипа среди других брендов. Так или иначе, новый логотип несёт в себе больше негативных изменений, чем положительных. 

Футбольный клуб «Рубин»

В этом случае смена логотипа если и была отображением реструктуризации, то совсем небольшой — сменился гендиректор клуба. По его инициативе, видимо, и было решено привести ребрендинг. 

На помощь пришли болельщики и представили свой вариант логотипа. Однако он показался топ-менеджеру слишком похожим на бренды других клубов. В итоге сотрудники создали новый вариант, пытаясь проявить креативность. 

Дракон на логотипе — не самое плохое решение. Даже несмотря на полный отход от тенденций минимализма. Нюансы изображения, делающие мифического зверя похожим на петуха, породили среди болельщиков волну возмущения. Это даже привело к возникновению в городе листовок «Нет петухам в нашем клубе». После того, как талисман клуба был превращён в «петуха в борще», логотип сменили на близкий к изначальному варианту. 

Аэропорт Хабаровска

Ребрендинг аэропорта был запущен в разработку в 2013 году. На новый логотип потратили около 800 000 рублей. Находка с летающим на синем фоне медведем показалась многим довольно смелой, но даже так публика её не оценила. 

Отмечают не только нелепость с летящим в форме самолёта медведем, но и плохое качество исполнения. Идея тоже сомнительна — медведи ассоциируются с Дальневосточным регионом, но уподоблять им самолеты довольно странно. 

Интернет в ответ на ребрендинг разразился волной мемов, которые можно увидеть ниже. 

Рен ТВ

Логотип от 2007 года хоть и отвечал критериям минимализма, аудиторию канала не обрадовал. Не понравилось зрителям многое:

  1. Наличие чёрного цвета, которому обычно «нет места на телевидении». 
  2. Сочетание чёрного с красными оттенками, в России ассоциируется с трауром или запретом. 
  3. Шрифт словесной части «РЕН», показавшийся чем-то незаконченным и дилетантским. 
  4. Отсутствие на надписи дополнения «ТВ». 

В целом именно с дизайнерской точки зрения логотип не понравился массовому зрителю. Впрочем, за этой сменой логотипа последовала новая. 

Банк Уралсиб

Этот ребрендинг ещё не завершен, но его уже можно назвать неудачным. Банк намерен провести модернизацию сайта, офисов, приложения, внутренних процессов. Возможно, что это поможет оправдать изменения. 

Дизайн же логотипа и раньше считался не самым удачным. Теперь, с упрощением эмблемы и скруглением шрифта могут возникнуть ещё большие проблемы. Старый шрифт больше ассоциировался с чем-то надёжным, что и требуется от банка. Новый шрифт кажется безопасным скорее для конкурентов, а не для клиентов. Претензии есть и к фиолетовому цвету, который считается самым тяжелым для восприятия. 

Итоги

Дизайнерские решения российских фирм далеко не всегда находят отклик клиентов. Так или иначе, случаи неудачного ребрендинга в России имеют в основе те же ошибки, что и в других странах. Излишняя перегруженность или, наоборот, упрощение, сильное отдаление от привычного образа, невыразительный шрифт — всегда есть элементы, рискующие вызвать недовольство не только со стороны дизайнеров. 

  Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь. И не забудьте применить купон JOURNALTRADEMARK. Он даст вам скидку в 10% на регистрацию.   

  Заглавное фото: Flickr

МС
Максим Смоляров
1615
+1
1615
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.