Henderson на российском рынке в том или ином виде существует уже более 25 лет. В ноябре 2023 года компания успешно провела IPO (первичное размещение акций) на Московской бирже. Как Henderson превратился из малоизвестного бренда мужской одежды в сеть, которая по выручке от продажи костюмов и рубашек обошла в России Hugo Boss, рассказываем в нашем материале.
Польско-российские отношения, космос и патенты
Компания была основана в 1993 году предпринимателем Рубеном Арутюняном. Интересно, что бизнесмен по образованию — инженер-механик космического приборостроения. Он успел около года поработать в конструкторском бюро, также Арутюнян пытался зарабатывать в брокерской конторе на Армянской товарно-сырьевой бирже.
Но потом он решил заняться продажей одежды американских марок. «Может, однажды открою магазин на Луне», — шутил он в одном из интервью.
В начале 1990-х годов польская компания LPPS.A создала бренд мужской одежды Henderson. В 1996 году начались ее поставки в Россию, а в 1998 года открылись первые фирменные магазины.
В 2003 году Арутюнян выкупил права на товарный знак Henderson у LPPS.A. Марку, как рассказывал вице-президент компании Александр Мороз, «отдали Рубену за символические деньги». Предприниматель разработал собственный дизайн моделей Henderson и новой марки одежды выходного дня Hayas. В линейке кроме рубашек появились костюмы, пальто и поло. Ныне все товарные знаки зарегистрированы на фирму Тами и Ко. Примечательно, что за компанией значатся два патента на изобретение (№2764901 и №2805436). Автор обоих патентов Михаил Погосян, они касаются способов конструирования одежды и обуви.
Компания начала быстро развиваться. Так, она заключила рекламные контракты с ведущими отечественными спортсменами и стала официальным портным сборных России по футболу и хоккею. Также Henderson начали носить, например, актеры МХТ им. Чехова.
Доступная роскошь
Ткани и аксессуары Henderson закупает на фабриках Италии и Юго-Восточной Азии, а готовые изделия производит по контракту в 11 странах мира более чем на 50 фабриках. Сейчас у компании 165 магазинов в 60 городах. Это крупнейшая сеть магазинов мужской одежды в России по числу точек. В конце 2022 года фирма открыла первую точку за пределами страны — в Армении.
2 ноября 2023 года сеть стала первой публичной компанией среди российских фэшн-ритейлеров. В прошлом году Henderson успешно разместил облигации на 2 млрд рублей.
Аналитики оценивают бизнес фирмы от 10 млрд до 42,2 млрд руб. В прошлом году выручка компании выросла на 31%, до 12,4 млрд руб.
Предприятие также реализовывает различные эко-инициативы. Например, была создана рубашка, которую не нужно гладить, так можно экономить электроэнергию.
В 2023 году стало известно, что бренд начнет шить женские рубашки на заказ (по цене 10-15 тыс. руб.), поскольку целевая аудитория предприятия, в том числе дамы которые приходят в магазин вместе со своими парнерами.
По мнению Арутюняна, Henderson не может считаться компанией сегмента люкс, это, по его словам, «доступная роскошь».