Первый магазин «Красное и белое» открылся в 2006 году в Копейске (город-спутник Челябинска). Основатель проекта — местный бизнесмен Сергей Студенников, создавший в 90-х на территории этого уральского региона холдинговую компанию, занимавшуюся в разное время оптовой торговлей алкоголем, табаком, бакалеей, стройматериалами и другими товарами.
Позже в интервью «РБК» Студенников вспоминал, почему розничную точку назвали «Красное и белое»: «Для старшего поколения красное — это вино, белое — водка. А по нынешним временам это красное и белое вино...».
Предприниматель подчеркивал, что открытие первой же точки дало сразу же позитивные финансовые результаты: выручка была раз в пять выше ожидаемого уровня.
Бизнесмен, увидев все это, стал активно тиражировать магазины: уже в 2006 работало 8 торговых точек, в 2007 — 38. Примечательно, что товарный знак «Красное и белое» был зарегистрирован на другую компанию и действовал еще с 1995 года! Но в результате многочисленных процедур его удалось выкупить у изначального правообладателя.
В 2010 сеть изменила свое позиционирование: теперь они уже не «алкомаркеты», а «магазины у дома». Студенников отмечал, что корректировка формата (30% ассортимента стали занимать бакалея, кондитерские изделия, молочная и мясная продукция, детские игрушки) произошла из-за негативного отношения россиян к слову «алко».
К началу 2015 года у сети уже было 1800 магазинов по всей стране с выручкой 55 млрд рублей (по данным на 2014).
По словам Студенникова, маркетинг сети изначально строился на основе «лучшего ценового предложения». Клиенту не надо кружить по магазинам, ища наиболее дешевую позицию: «Мы за [потенциального покупателя все] промониторили…».
Эксперты Inc. согласны с такой позицией Студенникова. Дело в том, что до возникновения «Красного и Белого» наценка на алкоголь (абсолютно маржинальный товар) была в районе 100-150% на вино, бизнесмен изменил форматы, снизив этот показатель до 23-28%. В результате «там, где открывался «КиБ», соседний магазин терял до половины выручки по вину».
Средняя площадь «КиБ», кстати, в 2015 составляла около 80 квадратных метров. При этом на такой небольшой территории размещалось 700 позиций алкоголя, 100 — пива, 300 — «закусочной продукции», 70 наименований сигарет. Напитки при этом приносили сети к 2015 году до 65% дохода (почти 36 млрд рублей).
Дискаунтерный формат бизнеса был крайне успешным. В сентябре 2018 года в сети насчитывалось 6683 магазина в 56 регионах страны. В сентябре 2019 — 8141 магазин.
Осенью 2018 года агентство Bloomberg включило основателя сети Студенникова в список долларовых миллиардеров, а в январе 2019 года было объявлено о слиянии сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое». По условиям сделки 51% объединенной корпорации стали принадлежать Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, а 49% — Студенникову. В апреле 2019 года Федеральная антимонопольная служба одобрила слияние компаний, что привело к созданию в России ритейлера с выручкой более 600 млрд рублей.
Студенников указывал, что после объединения он передал некоторую часть вопросов своим партнерам. Например, новые акционеры взяли на себя взаимодействие с государственными органами, банками.
«Одна голова хорошо, а три лучше. Объединение активов было стратегическим решением акционеров, которые «варятся» в бизнесе, хотят стать эффективнее», — говорил бизнесмен.
Доля продаж в сети «Красное и белое» после объединения изменилась: Forbes в 2020 году указывал, что 25% оборота приходится на крепкий алкоголь и вино, 25% получили продукты питания, остальное — пиво, непродовольственные товары и табак. При этом, подчеркивало издание, доля вина в общем объеме продаж растет, а доля крепкого алкоголя немного снижается.
Важно отметить, что до 2022 года объединенной компанией «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое» управлял кипрский Mercury Retail Holding (позже фирма перерегистрировалась в России, создав компанию «Меркурий ритейл холдинг» с уставным капиталом в 73,5 млрд рублей).
Forbes, оценивая структуру и финансовые показатели корпорации в середине 2023 года, указывал, что чистая прибыль группы по итогам 2022 составила более 48 млрд рублей (что значительно выше крупнейших розничных сетей). При этом оборот компании в 2,5 раза меньше, чем у продуктовой розницы.
Что касается бюджетов 2023, то у объединенной сети выручка составила более половины триллиона рублей. Эти деньги обеспечивались неплохим расширением компании: по данным INFOline, за прошлый год фирма открыла 4,5 тысячи магазинов.
Только в одной Москве и пригороде (по данным на начало 2024) работает 1700 точек «Красное и белое», в северной столице — 905.
А что с интеллектуальной собственностью?
Компании принадлежат несколько товарных знаков: в портфеле, кстати, не только «стандартные» обозначения сети (первое, второе, третье), но и креативные (например, есть «преКрасное и белое»).
Кстати, товарный знак «Красное и Белое» в феврале 2024 года был признан общеизвестным в отношении услуг магазинов, занимающихся розничной продажей товаров. Подобный статус охраны дает определенное преимущество для фирмы.
К сожалению, патентов и свидетельств на программы для ЭВМ и базы данных у «Красного и белого» нет, что является определенным минусом. У X5 таковые есть. Вероятно, они появятся. Это лишь вопрос времени.