От тряпки на палке до инновационного продукта: краткая история швабры

Марина Нагорная

1496 — год, когда в письменных источниках впервые упоминается швабра. Правда, название у нее тогда было другое — «моп», да и выглядела она иначе. Это была Т-образная деревянная конструкция с незакрепленной тряпкой.  

Спустя 340 лет, в 1837 году американец Джейкоб Хоу приспособил к Т-образной деревянной конструкции зажим для тряпки. 13 июня 1893 года Томас Стюарт запатентовал швабру нового типа, которая могла выжимать воду из тряпки с помощью рычага.

В 1950 году Питер Восбикян разработал губчатую швабру, в которой использовался рычаг и плоская металлическая полоса. Автоматическая швабра избавила пользователей от необходимости постоянно наклоняться и отжимать швабру вручную, прикасаясь к тряпке. Разработка стала возможной благодаря технологическим усовершенствованиям в индустрии пластмасс, бурно развившейся во время Второй мировой войны. Благодаря технологиям также появилась возможность использовать абсорбирующие пластиковые насадки для швабр.

Продолжил усовершенствование швабры испанец Мануэль Халон Короминас. Во время своего пребывания в США на базе ВВС Халон наблюдал, как чистили ангары с помощью плоской швабры и ведра с роликами. Эту идею он привез в Испанию, где запустил производство и сделал редизайн американских моделей, адаптировав предмет уборки к испанскому рынку.

Первая партия швабр была изготовлена в 1956 году. Ранее испанкам приходилось на четвереньках драить пол. Однако местные жительницы не сразу оценили преимущества швабры — женщины возвращали товар продавцам, поскольку просто не понимали, как им пользоваться. Поэтому в местных магазинах всегда был чистый пол — владельцам лавок приходилось демонстрировать своим клиенткам все преимущества инновационного изделия.

Как и любое изобретение, швабра имела недостатки, о которых Халону сообщали домохозяйки. Благодаря их письмам товар улучшился, а уже в 1958 году швабра была показана на Международной выставке в Барселоне. Пресса отмечала, что продукт подходит любому члену семьи, и «его не стыдно советовать».  

В 1959 году Халон заменил перенес отжим со швабры на ведро — придумал в нем отверстия. Такое ведро используется до сих пор.

Выход швабры на испанский рынок помог миллионам людей избежать таких болячек как коленный бурсит, артрит, артроз, грибковые инфекции ногтей и повреждение рук.

Когда швабры стали пользоваться спросом, Халон получил заказ на 100 штук. В 1960 году, уезжая, туристы, экспаты и эмигранты увозили из Испании швабры, что шло только на пользу бизнесу — в 1980 году швабра продавалась уже в 30 странах, компания имела 150 сотрудников и зарабатывала 1300 000 000 песет ежегодно.

Халон принял решение продать компанию голландской транснациональной корпорации Curver, которая в последующем производила швабры в Китае и экспортировала их в 60 стран. 

Не обошли Халона стороной и претензии на интеллектуальную собственность. Его бывший партнер Эмилио Беллвис Монтесано обратился в суд. Однако Монтесано умер в 1993 году, так и не дождавшись окончания судебного разбирательства. В 2018 году суд вынес решение, которым признал его требования необоснованными.

Отдельного внимания заслуживает история изобретательницы швабры нового поколения Джой Мангано. Будучи подростком, она работала в ветклинике, где придумала флуоресцентный ошейник, который делал животных заметными для машин. Однако Мангано не запатентовала свой продукт, а год спустя компания Hartz Mountain представила аналогичный товар. Тогда изобретательница решила, что в следующий раз, когда у нее появится хорошая идея, она выведет ее на рынок.

В 1978 году Джой Мангано вышла замуж за сокурсника Тони Миранна, а спустя 11 лет развелась. В итоге, в 33 года изобретательница осталась с тремя детьми на руках.  

В 1989 году, убирая за детьми, Мангано обратила внимание на то, что ее раздражают швабры, поскольку у них небольшой срок службы. «Я постоянно выбрасывала их или использовала губки или бумажные полотенца, чтобы полы были действительно чистыми» — говорила она. Кроме того, необходимо было постоянно наклоняться и выжимать тряпку. 

В то время Мангано работала в сервисе бронировании авиабилетов, а по ночам и выходным подрабатывала официанткой. Над созданием прототипа швабры Мангано трудилась в свободное время.

Она придумала «Miracle Mop» — прочную пластиковую швабру с удобными блокирующими ручками, которые позволяют выжимать ее, не намочив рук. Насадка у швабры была полностью хлопковой, состоящей из непрерывной петли длиной 300 футов. По мнению Мангано, хлопок — самый прочный материал для швабр.

В 1990 году с помощью инженера она изготовила прототип чудо-швабры и заказала 100 штук. Разработка изделия обошлась ей почти в 100 000 долларов, которые она взяла из своих сбережений, а также одолжила у родственников и друзей. «Это был долгосрочный процесс, и потребовались годы, чтобы он стал прибыльным», — вспоминала изобретательница.

Из своего офиса–спальни Мангано разместила рекламу в журналах о лодках, а после возила швабру по магазинам на Лонг-Айленде. Магазины неизменно отказывали ей, и тогда Мангано придумала продавать свой товар на парковках торговых центров. В первый год она продала несколько тысяч швабр и заработала около 10 000 долларов.

«Некоторые люди думали, что я сошла с ума, пытаясь продать это на массовом рынке», — говорила она. По их мнению, «швабра есть швабра». Однако Мангано была уверена, что индустрия клининга способна на большее. Чудо-швабра создала совершенно новую категорию товаров этой сферы. «Когда я демонстрировала людям свое изделие, они неизменно говорили: “Мне это нужно”», — вспоминает изобретательница.

В 1991 году она зарегистрировала свой бизнес как Arma Products и переехала в офис в задней части автомастерской Deer Park своего отца. На работу она приняла бывшего мужа Тони Миранна.  

В 1992 году Мангано обратилась в телевизионную сеть QVC, которая неохотно купила партию швабр в 1000 штук. «Они сказали мне, что на самом деле не продают швабры», — говорила Мангано. Продажи были настолько скромными, что QVC хотела вернуть товар.

Тогда девушка попросила, чтобы ее пустили в эфир. Она была уверена, что сможет донести до потребителей ценность швабры с энтузиастом изобретателя. За 20 минут Джой Мангано продала 18 000 швабр.

После этого QVC попросила ее регулярно демонстрировать свое изобретение в телепередачах, которые транслировались в США и Европе. В 1991 году Мангано сменила название своей компании на Ingenious Designs. Она пояснила свое решение так: «Поскольку мы собирались быть на телевидении, я подумала, что нам нужно более броское название». Тогда же она приобрела все 23 000 квадратных футов автомастерской своего отца. 

К 1995 году продажи швабр превысили 1 миллион долларов в год. Мангано до сих пор продолжает заниматься продажами своих изделий. Изобретательница имеет дюжину патентов на свою продукцию. «Изобретать — это то, что всегда было естественно для меня, — как-то сказала она. 

История жизни Мангано настолько увлекательна, что потянула на фильм, который вышел в 2015 году. Главную роль в кинокартине «Джой» сыграла Дженнифер Лоуренс.

Читайте в нашем журнале:

История Sharp: как механический карандаш повлиял на становление гиганта электроники

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде

Генеалогия принтера

Заглавное фото

Марина Нагорная
1003
+1
1003
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.