Бренды не существуют вечно – производитель может изменить концепцию и провести ребрендинг, совсем отказаться от выпуска товара, столкнуться с негодованием потребителей и комиссией по этике, а иногда появление новых технических возможностей неизбежно вытесняет устаревшие товары. Предметы, сопровождавшие детство миллениалов, окажутся незнакомыми для следующих поколений.
Предлагаем вспомнить период нулевых годов, когда считалось обыденностью отмотать нужную длину Хубба-буббы, высыпать конфеты из крышки Скелетонов в йогурт, а проходя мимо экрана телевизора, остановиться в восхищении перед размеренной рекламой Аристона. Готовимся к приступу ностальгии и начинаем обзор популярных марок начала 2000-х.
Бомбастер
Первые сухарики в небольших пачках появились на российских прилавках в 1998 году, а расцвет продаж пришелся на нулевые. Одним из ключевых производителей была компания «Сибирский берег» из Новосибирска. Сухарики Бомбастер предназначались для детской аудитории, а рекламный слоган гласил о запрете к продаже данного продукта лицам старше 12 лет.
В роликах на телевидении взрослые всеми способами пытались выманить у детей заветную пачку, но всегда оказывались пойманными с поличным. Дополнительно покупатель мог обнаружить в каждой упаковке жевательную резинку, вкус продуктов варьировался от красной икры и грибов до барбекю и хот-дога. Казалось, расчеты верны: реклама в стиле журнала «Ералаш», бонус в виде жвачки и разнообразие вкусов должны были привлечь целевую аудиторию младше 12 лет. Реальность показала другой результат – продажи Бомбастера падали, поэтому производитель решил провести ребрендинг. Сначала с упаковок убрали подростка и разместили трудно идентифицируемое шерстяное инопланетное существо, а затем Сибирский берег и вовсе прекратила производство данной линейки продукции и под тем же названием стартовал выпуск попкорна.
На нулевые также выпал бум продаж сухарей под марками «Три корочки», «Емеля», «Компашки» и многих других, на рынке шла ожесточенная битва конкурирующих компаний-производителей. В итоге все «борцы» за сухари пали под натиском зарубежной компании, которая вышла с брендом «ХрустTeam».
Скелетоны
Йогурт «Скелетоны» – продукт компании «Данон», который был выпущен на прилавки в 2004 году. Целевой аудиторией бренда являлись подростки, выросшие из Растишки, но не настолько взрослые, чтобы употреблять обычные «даноновские» йогурты. Отличительной чертой Скелетонов являлся бонус в виде конфет под крышкой йогурта – их можно было добавить внутрь или съесть отдельно.
Позиционирование в виде рекламы со скелетами-подростками, название йогурта и вся тематика вокруг скелетов – это отсылка к употреблению большего количества кальция и укреплению детских костей. Слоган производителя звучал так: «Позаботьтесь, дети, о своем скелете». Рекламные персонажи представлялись как близкие по духу целевой аудитории – обычные ребята, гуляющие во дворе, посещающие школу в модных кепках.
Концепция продвижения и стала камнем преткновения. Мамы детей стали жаловаться на рекламную кампанию, писать претензии Данон на пугающую рекламу, жалобы на то, что бутылочки с йогуртом напоминают флаконы с ядом. Позднее к делу подключилась Русская православная церковь. Спустя четыре года после выхода на прилавки, в 2008 году, производство продукта закрылось согласно решению Комиссии по рекламной этике.
Столкнувшись с трудностями в России, в Данон не отчаялись и перезапустили йогурты под названием «Костики» в Чехии.
Хубба Бубба
Наверное, самая популярная жвачка среди подростков нулевых, выпускаемая американской Wrigleys. Бренд появился еще в 1979 году, на отечественном рынке пик продаж пришелся только на нулевые. За время существования бренда компания перепробовала различное множество вкусов и видов Хубба Буббы – от классических подушечек до жвачки с жидким наполнением внутри. Взорвала рынок Bubble Tape – лента из жвачки длиной 180 сантиметров в круглой упаковке. Сначала она выпускалась в классическом вкусе бабл-гам, затем линейка расширилась до винограда, ежевики и других. Причина постепенного исчезновения Bubble Tape из магазинов не объяснялась, однако сегодня на просторах интернета все еще можно найти ту самую Хуббу Буббу и мысленно вернуться в детство.
Ariston Aqualtis
Стиральные машины Ariston Aqualtis – детище итальянской компании Merloni Elettrodomestici, названной так в честь своего основателя. Аудитории российского телевидения нулевых особенно запомнился данный бренд красивой и размеренной рекламой, которую можно считать произведением искусства: белье, прокручивающееся в машинке, было представлено в виде медуз, скатов и других морских обитателей. Видеоряд сопровождался композицией «Ask the Mountains» автора Vangelis. Оригинальное видео длится 48 секунд, но в некоторых странах его сократили до 30 секунд. Рекламный ролик Underwater World, выпущенный в 2006 году, получил свыше десятка наград на различных фестивалях и золото на Международном фестивале рекламы «Каннские львы». Бренд «Аристон» покинул наш рынок после 2022 года, однако в средствах массовой информации этой весной 2025 года появилось сообщение о возвращении итальянцев в Россию.
Здрайверы
«Химичите, наверное, чтобы детям понравилось?» – спрашивают в рекламном ролике у производителя, на что убедительный мужчина в халате неизменно отвечает отрицательно.
Бренд «Здрайверы» – продукт компании «Вимм-Билль-Данн», занявший полки магазинов в 2000-х. Персонажи Тим (утконос), Эмма (страусиха), Буч (носорог), Газ (кенгуру) и Же (зебра) по задумке производителя должны были стать кумирами детей и подростков, а вышеупомянутое интервью прямо из цеха убеждало взрослых в качестве и безопасности, подталкивая к приобретению йогуртов. Бренд развивали и через сайт для детей с различными играми, про который сегодня, скорее всего, никто не вспомнит. После затратных усилий неравное соревнование с Растишкой приблизило остановку в выпуске продукции. Бренд не смог заинтересовать ни взрослых, ни детей.
Шокобарокко
Нежное печенье плюс плитка молочного шоколада – Шокобарокко – премиальный отечественный аналог французского бренда Petit écolier («Маленький школьник»). Торговая марка появилась на российском рынке в 2006 году благодаря фабрике «Большевик», входившей в состав концерна по производству продуктов питания «Крафт Фудс».
По меркам нулевых данный продукт могли позволить себе не все, однако хорошее поведение и отличная учеба поощрялись печеньем, о котором до сих пор вспоминают миллениалы в тематических группах социальных сетей.
«Бренд в позиционировании имеет интригу. Обычно все сладости достаются детям, но Шокобарокко настолько вкусный, что взрослые готовы пойти на все, чтобы его получить. Мы хотели адаптировать французскую концепцию. Она заключалась как раз в том, что некоторые сладости настолько вкусные, что не хочется давать их детям. Но позже пришлось переделывать концепцию, чтобы она нравилась нашим мамам. Мы добавили больше юмора и создали вокруг бренда некую интригу», – рассказывала менеджер по маркетингу фабрики «Большевик». Так бренд из французской версии полностью трансформировался в привлекательный продукт для российской аудитории. На сегодняшний день Шокобарокко продолжает существование, официальная торговая марка зарегистрирована и правообладатель – ООО «Мон'дэлис Русь». Однако в продаже те упаковки с улыбающимся мальчиком найти крайне сложно.