Узнаваемость учебного заведения влияет на его конкурентоспособность и популярность. Сформировать положительное отношение к вузуу помогает, в том числе, и товарный знак. В нашей статье рассказываем про бренды российских и зарубежных университетов.
Геральдика и сердце
Университеты зачастую регистрируют множество товарных знаков. Например, у НИУ ВШЭ их целых 42: «В» в круге, графическое обозначение факультета с английским написанием названия вуза и другие.
Товарные знаки МИСИС также являются комбинированными, то есть сочетают в себе признаки словесного и изобразительного.
Некоторые бренды зарегистрированы не только на территории России, но и других стран (Белоруссия, Узбекистан, Польша, Болгария, Румыния, Израиль, Чехия, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Южная Корея). В университете необходимость этого объяснили стремлением быть конкурентоспособным на международном рынке, а также желанием развивать сотрудничество с учебными заведениями Европы, Азии и Америки.
У СПбГУ 11 товарных знаков, на одном из них изображено здание, название университета, а также написан слоган — «Традиции и стабильность». А один из старейших и крупнейших университетов России МГУ зарегистрировал свой бренд только в 2013 году. Примечательно, что до этого у вуза был свой товарный знак, однако он прекратил свое действие в 2002 году. Почему-то его не стали продлевать.
Логотипы университетов постсоветского пространства — это обычно круг, внутри которого изображено здание вуза, открытая книга или герб, в большинстве случаев аббревиатура и год основания.
В этом плане выделяется Вятский университета, на логотипе которого не только нарисовано здание, но также сова, ключ и лук со стрелой.
Необычное решение придумали и в РНИМУ им. Н. И. Пирогова. На их лого — слияние латинских букв M и U (Medical University), что похоже на сердце.
В 2014 году в ИТМО разработали новую визуальную концепцию. У них появились яркие фирменные цвета, узнаваемый логотип и фирменный шрифт, а также характерные графические элементы.
Олени и щит
Западные вузы тоже подчас решаются на ребрендинг. Например, на лого Академии изобразительных искусств и дизайна в Братиславе был изображен олень.
Агентство andrej&andrej взяло этот образ за основу. Дизайнеры подумали, как бы мог развиваться герб сквозь года, учитывая не только художественные стили той или иной эпохи, но и политические изменения в стране.
В результате получился набор из 15 изображений оленя, каждый из которых в равной степени используется в качестве знака.
Многие учебные заведения не меняют айдентику долгие годы, как, например, университет Питтсбурга, на лого которого изображена крепость.
В целом зарубежные университеты часто используют в своей айдентике животных, а также стремятся подчеркнуть преемственность и статус.
Американские университеты чаще всего используются символы щита и открытой книги, для британских вузов характерно обращение к гербовой символике и изображениям короны.
Интересно, что в Китае некоторые университеты зарегистрировали названия своих академических форумов как товарные знаки.
Случаются и споры из-за интеллектуальной собственности. Так, Джерри Фалуэлл-младший, бывший президент Liberty University, подал в суд, утверждая, что учебное заведение нарушает права на товарный знак, используя изображение Джерри Фалуэлла-старшего (руководил вузом), не посоветовавшись с семьей.
В иске утверждается, что университет создал собственный шрифт на основе почерка Фалуэлла-старшего для рекламных целей.
В целом один из главных принципов, по которому сейчас стала строиться айдентика учебных заведений — это упрощение, поскольку у людей нет времени разглядывать завитки и считывать несколько шрифтов. Поэтому стоит ожидать, что топовые университеты все чаще будут решаться на редизайн своих брендов.
Источник фото