Sokolov: как маленький семейный бизнес стал лидером ювелирной отрасли России

МС
Максим Смоляров

История ювелирной фирмы Sokolov началась в 1993 году, когда Алексей и Елена Соколовы основали небольшую семейную мастерскую под брендом Diamant в местечке Красное-на-Волге, расположенном в 36 километрах от Костромы.

Надо отметить, что Алексей, происходя из рода ювелирных мастеров (его родители всю жизнь проработали на одном из местных заводов, занимающихся драгоценностями), был автором и первых украшений в своей же компании.

Тактика и стратегия развития бренда на первых этапах: «Сперва [Алексей Соколов] все делал сам — прямо дома, потом пригласили нескольких друзей, потом сняли небольшое помещение, потом побольше — и там уже несколько десятков ювелиров работали, но никакого планирования, стратегии не было. Росли спонтанно и хаотично. Все решения принимались интуитивно» (из интервью Артема Соколова Forbes).

Подобный формат работы не мог продолжаться долго. В семейном бизнесе произошло перераспределение ролей: Алексей Соколов стал заниматься преимущественно развитием производства, а мать (Елена Соколова) — ориентировалась на продажи, расширение ассортимента и бухгалтерию. Женщина часто летала на выставки в Европу и Азию, анализировала тренды, а потом вместе с художниками занималась отрисовкой будущих моделей.

Бизнес успешно рос.

В начале 2000-х Алексей Соколов построил с нуля свой собственный завод. До дефолта купил кирпич по старым ценам, приобрел необходимую землю в Красном-на-Волге. Общие расходы на весь проект составили около 30 млн рублей.

Это вложение стало финансово-успешным.

К 2005 году площадь предприятия увеличилась до 10 тысяч квадратных метров.

В 2008 году оборот предприятия оценивался в миллиард рублей. Фирма вышла на федеральный уровень — были открыты первый офис и шоурум в Москве, параллельно происходило активное развитие производства (покупалось оборудование для последующего расширения ассортимента).

В 2009 году фирма начала производство серебряных украшений.

«Это было 100% попадание, отец угадал тренд еще тогда. Потому что сегодня серебро — это треть рынка в денежном выражении и две трети в натуральном», — рассказывал сын бизнесмена Артем Соколов в 2021 году.

В 2010-х годах фирма начала завоевание зарубежных рынков: в 2011 появился офис SOKOLOV в Швейцарии (там же появились и первые магазины), в 2012 — в Берне, далее представительства ювелирной компании открылись в Люцерне и Фрибурге.

В 2015 фирма официально зарегистрировала бренд SOKOLOV в России. А годом ранее ювелирные изделия под обновленным товарным знаком были представлены на выставке JUNWEX (Санкт-Петербург). К слову, товарный знак был оформлен на швейцарскую дочку. На нее же зарегистрирован и единственный патент на изобретение.   

Почему произошел ребрендинг? Дело в том, что семейная чета Соколовых в начале 2010-х уехала в Швейцарию. Свое дело они передали сыну.

«В 2014 году я им сам предложил: давайте я буду тут рулить, в России. Сделал и защитил стратегию развития нового бренда. Поначалу отец контролировал ситуацию, был моим наставником, но постепенно отошел от дел», — так рассказывал о ситуации Артем Соколов.

Как развивается бренд SOKOLOV сейчас?

В 2018 году в Москве открыли первый фирменный магазин ювелирных изделий. В 2020-2021 их стало уже сто.

Когда началась пандемия, фирме удалось быстро переформатироваться: она стала развиваться онлайн. В апреле 2020 у SOKOLOV появилось мобильное приложение, а уже к концу 2021 года число пользователей IT-новинки оценивалось в 4 млн человек. К сожалению, ни приложения, ни базы данных клиентов не защищены и охраняются только режимом ноу-хау. 

Тем не менее продажи активизировались и по линии крупнейших маркетплейсов: например, в 2021 году SOKOLOV вышел на онлайн-рынок США, открыв свою страницу на Amazon. До этого фирма работала с крупнейшим американским маркетплейсом в Германии, Великобритании, Австрии, Польше, Италии, Швеции, Испании и Франции. Артем Соколов отмечал, что онлайн-канал к 2021 году обеспечивал 30% выручки.

Еще одним плюсом для корпорации стало и то, что SOKOLOV смог добиться финансовой поддержки от государства, войдя в число системообразующих предприятий во время пандемии коронавируса. Это дало возможность получить кредит (около 700 млн рублей) по льготной ставке.

В 2021 фирма смогла открыть для себя кредитную линию на 3 млрд рублей в одном из крупнейших банков страны. Эти средства были направлены на открытие новых розничных магазинов.

При этом после 2022 стратегический общемировой акцент компании сместился на азиатские рынки. Наиболее перспективный из них — Китай, объем ювелирной розницы которого в 2022 был в 18 раз больше РФ (90 млрд долларов в год).

Каковы финансовые показатели SOKOLOV?

По итогам 2023 года объем продаж фирмы оценивается в 50 млрд рублей с НДС.

В 2024 компания планирует увеличить выручку до 65 млрд рублей, объемы производства — с 42 тонн ювелирного металла до 55 тонн.

Корпорация успешно расширяет и производственную базу. В середине декабря 2023 открыли новый завод в Ярославле. Это объект — четвертая производственная площадка холдинга. Три других завода располагаются в Красном-на-Волге, Костроме и Приволжске.

Что будет дальше?

В фирме обещают соответствовать самым прогрессивным стандартам, развивая направления, о которых раньше никто и не мог предположить.

Например, в 2023 году SOKOLOV представил свой вариант косметики. В сфере Beauty фирма работает в трех вариациях: Love & Roses, Royal Sandal, Frozen Diamonds. Как отмечает Ъ, в средствах (помимо традиционных гиалуроновой кислоты, экстрактов масел и водорослей) содержатся пудра из розового кварца, гидролизата жемчуга, бриллиантов, коллоидного золота и серебра.

А что у SOKOLOV с интеллектуальной собственностью?

Фирме принадлежат несколько зарегистрированных товарных знаков (№547379; №547373; №824253; № WO1125803). Товарные знаки — главный нематериальный актив предприятия. 

Регистрация товарного знака

Подготовка - от 1 дня

Экспертиза - 6 мес.

Срок действия - 10 лет

Кстати, в 2022 SOKOLOV провел еще один небольшой ребрендинг. Логотип ювелирной сети стал более выраженным, так как буквы получили объемное начертание и твердые линии. Эффект динамичности обеспечивают округлые «О» и выверенное межбуквенное расстояние.

МС
Максим Смоляров
721
+1
721
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.