SONY — так звучит и выглядит будущее

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала

Представив миру свое очередное изобретение — портативный кассетный плеер Walkman в 1979 году — компания Sony изменила наш взгляд на прослушивание музыки. Оригинальный прототип был создан по просьбе сооснователя Масару Ибука, который хотел слушать свою любимую оперу во время долгих перелетов из Японии в США. Позже Sony стала пионером в создании CD-плееров, проигрывателей MiniDisc и МР3-плееров. Корпорация, с самого начала отличавшаяся инновациями в радио и телевидении, сегодня заходит на территорию метавселенных и искусственного интеллекта (глава подразделения Sony AI намеревается создать ИИ, способный получить Нобелевскую премию). Различные авторитетные издания называют Sony компанией с одним из самых сильных патентных портфелей в мире. Вспоминаем, какие еще инновации японского конгломерата сформировали современную жизнь.

Бодрое начало

Компанию основали физик Акио Морита и инженер Масару Ибука в 1946 году. В военное время они периодически встречались на заседаниях исследовательского комитета. В послевоенном Токио предприимчивый Ибука основал компанию Totsuken, которая занималась ремонтом радиоприемников, а также производством коротковолновых адаптеров, преобразующих среднечастотные устройства в универсальные приемники. Спрос был настолько высок, что о фирме написало ведущее японское издание Asahi Shinbun, что только увеличило популярность адаптеров. Эту статью прочитал Морита и написал Ибуке, который тут же пригласил его в партнеры. В это время Мориту также хотел привлечь Токийский технологический институт в качестве лектора, поэтому он не задумываясь, приехал. Партнеры вложили около ?190,000 в новое предприятие — компанию по производству электротехнического оборудования Totsuko.

В 1950 году Totsuko выпускает первый в Японии магнитофон — G-Type. Это было совершенно новое потребительское устройство, которое знакомило покупателей с идеей записи, хранения и воспроизведения звуковой информации. Это было первое из многих инновационных устройств, использующих магнитную ленту, которые фирма будет выпускать на протяжении четырех десятилетий.


Первый пленочный магнитофон G-Type . Источник: factrepublic.com

В 50-х годах ХХ века Totsuko также изучает потенциал новых транзисторов, приобретя на них патент в 1952 году. Используя опыт американских коллег, инженеры компании разрабатывают транзисторные радиоприемники, прокладывая этим путь к кремниевым полупроводникам и, далее, к телевидению. В 1960 году компания выпускает TV8-301, первый в мире портативный транзисторный телевизор с прямым обзором (когда изображение можно видеть на передней части электронно-лучевой трубки). В 1968-м —  свой первый цветной телевизор Trinitron (запатентованная технология дисплея принадлежала компании до 1996 года), за который в 1973 году получила телевизионную награду Emmy. В том же 1968 году инженеры создали модель Trinitron со 100 дюймовым экраном — Sony Color Video Panel — где была задействована технология светодиодного дисплея. Эта инновация опередила свое время почти на 40 лет.  

 
Первый портативный телевизор на транзисторах - TV8-301. Источник: pintrest.com


Международный концепт

С самого начала основатели компании видели ее на международном рынке. Их целью было создавать и развивать продукты, которые формируют новые рынки, и не только в Японии, но и по всему миру. Отсюда пришло стремление переименовать компанию. Для этого были выбраны два схожих по звучанию концепта: латинское слово sonus, обозначающее звук, и sonny — не только уменьшительное для «сын», но и обозначающее молодого человека со свободным духом первооткрывателя. Новое название — Sony — передавало философию компании как группы энергичных профессионалов, стремящихся к инновациям. 

В 60-х годах ХХ века Sony стала первой японской фирмой, разместившей свои акции на бирже в США. В 1960 году была создана Sony Corporation of America, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Когда корпорация открыла свой магазин на 5-й Авеню, она была первой компанией, позволившей себе вывесить японский флаг на американской земле со Второй мировой войны.

Кстати…

В 1957 году работник Sony Рэона (Лео) Эсаки с коллегами разработал туннельный диод, с помощью которого они обнаружили квантовый туннельный эффект в твердых телах, за что в 1973 году Эсаки получил Нобелевскую премию по физике. Туннельные диоды широко применяются в качестве предварительных усилителей, генераторов и высокочастотных переключателей. Об этом и многом другом мы уже подробно писали в этом материале.

Культурная революция — портативная музыка

В 1979 году Sony представила свой знаменитый Walkman, в котором, между тем, не было ничего инновационного — кассетные плееры и наушники уже существовали. Walkman мог проигрывать кассеты, но не мог записывать. Однако он моментально стал хитом: первые продажи в Японии превысили 30 000 единиц, а в Нью-Йорке лист ожидания растянулся на два месяца (ранний вариант плеера сейчас находится в коллекции Национального музея американской истории).

Изюминкой был чистый звук, которым раньше можно было насладиться только в домашних или студийных условиях. Теперь можно было ходить по улице, и любимая музыка расширяла ваше восприятие мира. «Жизнь превратилась в фильм», — отмечал Андреас Павел, один из изобретателей прототипа кассетного плеера. Плеер добавлял в жизнь эмоции и магию. Люди использовали его, чтобы поднимать настроение и снижать стресс, дантисты надевали наушники пациентам перед сверлением зубов. Энди Уорхл с его помощью справлялся с шумом Манхеттена: «Гораздо приятнее слушать Паваротти, чем гудки автомобилей», — говорил он.

Тот самый...Sony Walkman (модель TPS-L2). Источник: amdnews.com


Инженеры компании вовремя обратили внимание на новое изобретение, compact disc (CD), как носитель информации, и в 1982 году выпустили первый в мире портативный проигрыватель CD — Discman. Он весил всего 590 грамм и продавался по удивительно низкой цене. Считается, что именно с его помощью новый носитель стал популярным. В 1992 году компания представила магнитно-оптический формат MiniDisk, основанный на собственных разработках в области технологии сжатия звука.  

Другие примечательные достижения Sony

  • Sony стала первой в Японии выпускать цветные видеомагнитофоны, а в 1975 году представила концепцию видеозаписи Betamax (ее производная форма, Betacam, надолго стала стандартом в профессиональном производстве видео-контента) 
  • Sony выпустила первую потребительскую цифровую видеокамеру в 1995 году (знаменитая аналоговая Handycam, использующая формат Video8 собственной разработки, существовала уже десять лет). В 2004 году компания также выпускает первую видеокамеру с функцией HD-записи.
  • В 1987 году Sony приобрела звукозаписывающую компанию CBS Records, на основе которой в 1989 была создана Sony Music Entertainment. Затем уорпорация купила Columbia Pictures, TriStar Pictures и архив фильмов MGM, так появилась «Sony Pictures Entertainment». Газеты писали, что Япония вторглась в Голливуд. 
  • В 2012 году Sony представила один из первых телевизоров 4K Ultra HD, разрешение которого в четыре раза превышает детализацию высокой четкости и позволяет выйти за традиционные рамки просмотра телевизора.
  • В 1999 году компания разработала собаку-робота Aibo, но, хотя игрушка успешно продавалась первые несколько лет, Sony приостановила ее выпуск в 2006. В 2018 году была представлена обновленная версия робота-питомца. Новый робот-пес выполняет множество команд, узнает хозяина по голосу и лицу, и в процессе обучения совершенствует свои навыки.

PlayStation — спасительный козырь

В 90-х годах ХХ века японская экономика вступила в эпоху рецессии. Ибука и Морита перенесли инсульты, а в 1994 году Морита официально ушел на пенсию. В том же году Sony Entertainment представила игровую видео консоль PlayStation на японском рынке. Она стала результатом собственных, почти секретных разработок исполнительного директора Кена Кутараги, после того, как у Sony провалилось сотрудничество с Nintendo, совместно с которой должна была выйти Super Nintendo Entertainment System–CD.

После «крупнейшего предательства в индустрии», как окрестили уход Nintendo к Philips, Sony продолжила работу над собственной консолью. Выпуск PlayStation в Японии и годом позже в США вызвал одобрение критиков и потребителей. Первые же игры для консоли  — Final Fantasy, Crash Bandicoot, Tekken — снискали бешеную популярность и породили множество сиквелов. К 2002 году доля игрового подразделения в годовом доходе компании превысила 10 процентов, а к 2005 году PlayStation стала первой консолью, которая разошлась тиражом в 100 миллионов экземпляров. Появление PSX возвестило о глобальном переходе индустрии видео игр с картриджей на компакт-диски. 

Примечательно, что уже в 1994 году PS завоевал 61% мирового рынка консолей и сместил Nintendo c лидирующей позиции.  

Первая консоль SonyPlaystation. Источник: Wikipedia


Новые вселенные Sony

С началом нового тысячелетия компания несколько сдала позиции в электронике — этому способствовали и мировой финансовый кризис, сильная конкуренция на рынке игр, и даже сильнейшее землетрясение 2011 года. Японские компании, по признанию экспертов, упустили тренды в социальных медиа: «На месте Apple должна была быть Sony», — говорили они в 2014 году. 

Однако нынешнее руководство корпорации идет в ногу со временем и понимает значимость инноваций. В 2016 году компания учредила Инновационный фонд для инвестирования в стартапы, связанные с искусственным интеллектом, робототехникой, мобильными играми, медициной.  

Значительная ставка делается на игровую сферу, которая в 2000-х стала коньком фирмы. Предвидя рост популярности мобильных игр, в 2014 году Sony получила патент на «игровой интерфейс для мобильных телефонов» — он позволяет играть в игру через консоль, используя смартфон или планшет.

В декабре 2021 года Sony получила патент в Ведомстве по патентам и товарным знакам США (USPTO) на метод влияния на игровой мир видеоигры. Заявка на патент была подана еще в 2019 году и для фанатов означает, что популярная игра Death Stranding, где применяется этот метод, может получить продолжение.  

Death Stranding — это экшн игра, вышедшая на PlayStation и Windows в 2019 году, с открытым миром, в котором игровое пространство существует независимо от отдельных персонажей и является постоянным (в отличие от других игр, где виртуальный мир привязан к отдельным сессиям этих персонажей). Персонажи могут исследовать местность и формировать пути, которые отражаются в мирах, переживаемых другими персонажами. В результате создается впечатление, что одна метавселенная активно исследуется людьми из разных уголков реального мира.

Факт получения патента интересен тем, что, по мнению комментаторов, потенциально может породить волну патентных заявок на метавселенные. Станет ли Sony лидером в новых игровых пространствах — покажет время.

Заглавное фото: Myrouble.ru

Читайте в нашем журнале:

История Sharp: как механический карандаш повлиял на становление гиганта электроники

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде

Генеалогия принтера

 


АС
Андрей Сорокин, редактор журнала
137
+1
137
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.