Главное

Советские косметические бренды и их судьба

МС
Максим Смоляров
Советские косметические бренды и их судьба

Как стать красивой в советское время? Все просто: на лицо нанести максимум крема «Балет», чтобы скрыть все недостатки, глаза подкрасить тушью «Невская косметика», зафиксировать волосы с помощью лака «Прелесть». И (заметьте!) никакого силикона, накаченных губ и нарощенных ресниц. То есть полная натуральность и естественность.

Расскажем, как и где создавались самые известные советские бренды косметики.

Кремы «Балет» и «Детский», зубные пасты «Лесная», «Московская», «Мятная» и «Жемчуг»

Выпускались на фабрике парфюмерии, национализированной большевиками после Октябрьской революции 1917 года. Новые власти, заполучив компанию, созданную в середине XIX века французом Альфонсом Ралле, окончательно переформатируют ее под производство косметики. Трансформация знаменуется и сменой названия: фабрика «А. Ралле и Ко» переименуется сначала в мыльно-парфюмерный завод №4, а затем — в государственную мыльно-косметическую фабрику «Свобода».

Этой вехе развития надо было соответствовать. Уже в 1930 году на предприятии запускают новый цех для варки крема. Уже через пять лет здесь создадут уникальный продукт на основе обратной эмульсии. Инновационную разработку назовут «Люкс».

После Великой Отечественной войны руководство фабрики решает занять новую нишу: теперь «Свобода» выпускает еще и зубные пасты («Лесная», «Московская», «Мятная»). После 1963 года — «Жемчуг» (эта паста была изобретена советским ученым-стоматологом Ю.А. Федоровым).

Реклама из советского журнала

Не забывала фирма и про свой основной профиль.

В 1954 году на полках магазинов появляется крем «Детский» — тот самый, на тубусе которого сейчас изображена собачка и кошка. К слову, это действующий в наше время товарный знак.   

В 1981 году фабрика выпустила первый советский тональный крем «Балет». Формула этого косметического средства стандартная: тальк, соединенный с жидким пигментом. Изначально «Балет» был представлен только в одном оттенке: его плотная структура, наносимая на лицо, создавала эффект маски Фантомаса. Именно поэтому женщины использовали этот крем преимущественно для вечерних выходов. Со временем структура тональника изменилась, а в линейке продукции появились новые оттенки.

Что произошло после распада Советского Союза? Государственная фабрика «Свобода» стала частной — теперь она является акционерным обществом. Практически вся линейка «советской косметики» была сохранена: даже дизайн большинства упаковок не претерпел существенных изменений. Почти вся линейка зарегистрирована в качестве товарных знаков. 

Продукция «Невской косметики»

Невский стеариновый и мыловаренный завод (как и столичная «Свобода») после Октябрьской революции был национализирован. В 1922 году власти создают Ленинградский государственный жировой трест («Ленжет»), в состав которого включают и это огосударствленное предприятие.

Страна в то время отчаянно нуждалась в моющих средствах. Поставленную задачу быстро удовлетворили: в кратчайшие сроки на прилавки были поставлены несколько десятков наименований мыла. Наиболее известные из них — «Ленинград», «Нева», «Будь готов».

После Великой Отечественной войны на заводе начинают производство зубной пасты. Названия были стандартные — «Мятная», «Лесная», «Бэмби». С 1970 года начинается выпуск зубной пасты «Жемчуг».

В 1955 году руководство предприятия решает осваивать и новую сферу — на прилавки попадает жидкая косметическая продукция: шампуни «Янтарь», крем «Ланолиновый», антивозрастной крем «Снежок».

О них отзывов практически не осталось, чего нельзя не сказать о знаменитой туше-плевательнице для ресниц. Другой такой же нигде не было, поэтому девушки пользовались «чем есть». Схема применения туши была следующей:

  • в черную коробочку с косметическим средством производители всегда клали кисточку;
  • ее надо было хорошо потереть о тушь, а потом немного намочить водой;
  • так как эта кисточка была низкокачественной, то ресницы нередко сильно прилипали друг к другу;
  • отделить их можно было с помощью простой иголки.

Однако и это не спасало: если случайно с такой тушью попасть под дождь, снегопад или сильный ветер, то — все, утренние хлопоты пропадали зря, так как вся эта черная основа, с такой любовью нанесенная на глаза, размазывалась. Именно поэтому, возможно, дамы любили прихорашиваться прямо на рабочем месте…

Что произошло после распада Советского Союза? «Невская косметика» стала частным предприятием. «Старые бренды» были переформатированы: в 1995 году на рынок вышли пасты «Новый Жемчуг», в конце 90-хх — появилось мыло («Невское», «Дивный сад», «Цветы любви» и другие). По итогам 2021 года выручка компании оценивалась в 11 млрд 647 млн рублей.

Фабрика «Рассвет»

Национализированная в 1919 году французская фабрика, с 1977 выпускала при зарубежной поддержке серию косметических изделий «Елена». После 1979 предприятие представило советским гражданам губную помаду водорастворимых красителей, духи для белья «Лаванда», концентрированные духи «Элегия», «Элва», губные помады (самая знаменитая — «Рассвет»). В 1990 году началось производство компактных пудр, румян, а также теней для век.

После распада Советского Союза — позиционируется как коммерческая организация с практически неизмененным ассортиментом советского времени: на сайте «Рассвета» можно найти и тени для век компактные двух цветов, и тушь для ресниц твердая «Бархатная», и многое другое.

Лак «Прелесть»

Власти решили начать производство лака для волос в 1971 году на базе Невинномысского завода бытовой химии. Создаваемый продукт тут же стал хитом продаж. И, кстати, понятно, из-за чего… Лак действительно работал: кудри держались в среднем три дня в нетронутом виде.

Советская реклама

В середине 80-х, когда стало модным носить объемные прически и челки, лак использовался для того, чтобы «поставить» волосы дыбом.

«Прелесть», кстати, продается и сейчас в различных вариациях.

А что с помадой?

Она выпускалась практически всеми госкомпаниями того времени (например, «Свободой», «Невской косметикой», были и другие). Самая модная — красная помада с различными оттенками.

Пудра тоже была настоящей советской!

И ее, кстати, было много. Красавицам предлагали на выбор «Балет», «Восток», «Сказку», «Кремль», «Элладу», «Фиалку», «Кармен» и другую. Зеркала в пудриннице к этому массовому продукту не предусматривались.

МС
Максим Смоляров
2418
+1
2418
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.