Банк был основан в 1990 году. Первоначально он назывался Буйкомбанк, располагался в городе Буй Костромской области. Финансовая организация, созданная местной администрацией и 45 государственными предприятиями на базе Агропромбанка РСФСР, занималась обслуживанием акционеров и социально незащищенных слоев населения.
В 2002 Буйкомбанк, имевший капитал всего в 2 млн рублей, а активы на 7 млн, приобрели Сергей Хотимский и Михаил Клюкин.
В 2003 новые акционеры провели ребрендинг: кредитная организация стала называться Совкомбанк (Современный коммерческий банк). К концу 2003 года у обновленной финансовой структуры было уже три офиса: в Костроме, в городе Буй и в Москве. Примерно тогда же началась активная регистрация товарных знаков.
В марте 2004 Совкомбанк получил генеральную лицензию Центробанка РФ. В сентябре 2005 вступил в систему страхования вкладов.
К концу 2006 у коммерческой организации насчитывалось уже 10 офисов. Капитал структуры оценивался в 423 млн рублей.
В 2007 — компания приобрела Ассоциацию региональных кредитных агентств (АРКА).
В 2010 (во время кризиса) банк оказался в числе лучших по финансовым показателям.
В 2011 — финансовая структура объявила о том, что первой начала кредитовать пенсионеров. Люди пожилого возраста (подчеркивали в Совкомбанке) — это лучшие заемщики, так как они ответственно относятся к деньгам и имеют гарантированную государственную пенсию.
В 2013 банк отчитался о развитии системы мини-офисов: затраты на содержание подобной структуры меньше в 30 раз по сравнению со стандартным офисом. Что касается формата, то подобные точки очень удобны для небольших городов.
В 2014 году банк покупает GE Money Bank Russia.
«Приобретение [компании] позволит завершить трансформацию Совкомбанка из мультирегионального в полностью федеральный банк. В результате приобретения Совкомбанк получает большое количество новых клиентов и доступ к передовым банковским технологиям ДжиИ Мани Банка», — заявляли тогда в кредитной организации.
В 2015 году Совкомбанк принял участие в финансовом оздоровлении банка Экспресс-Волга.
В 2016 организация вышла на рынок автокредитования.
В 2017 стало известно, что Совкомбанк приобрел российский ипотечный портфель скандинавской финансовой структуры Нордеа Банк.
В 2018-2020 годах слияния и поглощения продолжились: сначала финансовая структура приобрела Росевробанк, затем — Соллерс Финанс (ее переименовали в Совкомбанк Лизинг), потом — произошло присоединение Евразийского банка, банка Оней, ВКА Банка, Либерти Страхования. В октябре 2020 Совкомбанк был включен в перечень системно значимых. В июле раскручиваемый бренд карт Халва пополнился проектом Совесть (ее выкупили у Qiwi).
В 2021 году финансовая организация получила контроль над банком Восточный Экспресс и выкупила страховую компанию МетЛайф.
Какова деловая стратегия Совкомбанка?
В 2019 году Сергей Хотимский в интервью газете «Ведомости» раскрыл некоторые детали политики корпорации.
По словам Хотимского, в сделках по приобретению активов они действуют достаточно избирательно: «Мы в результате покупок заполнили все ниши: у нас все виды розницы, все виды корпоративных кредитов. Необходимости покупок для того, чтобы универсализироваться, сейчас нет».
В 2021 году, комментируя получение контроля над банком Восточный Экспресс, Хотимский отмечал, что слияние с приобретаемым всегда предусматривает переименование: «… инвестировать в два бренда — это дорого. И весь смысл синергии при слиянии банков в том, чтобы затраты были более умными, чтобы не держать параллельные системы, параллельные процессы, параллельные бренды».
Кстати, любое присоединение внешней структуры к уже сложившемуся — это сложный процесс. Внутри Совкомбанка действует специальное подразделение, которое занимается покупаемыми активами. Организуя эти процессы, Совкомбанк воспринимает лучшее из бизнес-наработок приобретаемых конкурентов: например, при интеграции карты Совесть — банк обратил особое внимание на опцию «Десятка», идею которой реализовал позже в Халве.
Какие ценности являются основополагающими в банке?
Основная ценность, которую хотят привить как сотрудникам, так и клиентам, — это ответственность.
«Финансовая безответственность во всех ее проявлениях бесит. Некомпетентность, лень, обман, легкомыслие — хочется, чтобы этого было меньше в банке и в жизни», — указывал Хотимский в интервью газете «Ведомости».
Какова интеллектуальная собственность Совкомбанка?
Финансовая корпорация владеет сразу 69 зарегистрированными брендами: собственно — Совкомбанком, а также Совкомбанк Жизнь, Совкомбанк Страхование, Совкомбанк Лизинг, Совкомбанк Страховая группа, Совкомбанк Факторинг и другие.
Отдельно оформлен главный бренд банкиров — карта рассрочки Халва. Товарные знаки — основа интеллектуальной собственности «Совкомбанка». Действующих патентов у него нет, но есть свидетельства на 5 программ для ЭВМ. Например, такая.
Как видим, патентный портфель более чем скромный. У лидеров рынка (например, у Сбера и ВТБ) помимо товарных знаков есть десятки, а то и сотни патентов и свидетельств, а не только товарные знаки и пара программ. Очевидно, что топ-менеджмент Совкомбанк не инвестирует в собственные разработки, либо они все охраняются в режиме ноу-хау.