Активное освоение космоса, начавшееся в середине XX столетия с запуска первого спутника и первого корабля, сейчас — многомиллиардный рынок с четкими задачами на ближайшее будущее — высадкой на Марс и созданием на Луне постоянной базы. В 2024 году, по данным фирмы Novaspace, правительственные инвестиции в этом секторе составили 135 млрд долларов. Как мы увидим далее, люди, организующие полеты, думают не только о создании новых эффективных образцов ракет, но и о защите своей интеллектуальной собственности: у каждого агентства и фирмы, работающей в этой сфере, есть свой товарный знак. Именно о них мы и поговорим в нашем материале.
Космические агентства
Официально зарегистрированы товарные знаки:
- В РФ — Роскосмоса (их сразу три: первый, второй, третий), центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина;
- В США — NASA;
Кстати, бренды NASA в других странах мира не везде сохранили свою юридическую силу: в ряде государств — они и вовсе прекратили свое действие. Так произошло, например, в Великобритании: товарный знак, зарегистрированный в 25 классе МКТУ, больше не действует. В это же время обозначение, распространяющееся на 9, 12, 14, 16, 28, 38, 39, 40, 41, 42, 44 классы МКТУ, будет функционировать аж до 2033 года.
Кажется, что кроме NASA и Роскосмоса в мире больше нет никаких космических агентств, но это не совсем так.
На международном уровне действуют десятки подобных организаций. И у каждой из них есть свой бренд, например:
- Европейское космическое агентство;
- Канадское космическое агентство
- Космическое агентство Великобритании (его товарный знак прекратил действие в 2020 году)
- Японское агентство аэрокосмических исследований
Фирмы, занимающиеся космосом
Частная инициатива в освоении космоса играет большую роль. Созданы десятки корпораций, занимающихся запуском спутников и кораблей. У каждой из них — собственный зарегистрированный бренд (и не один). Перечислим некоторые:
Кстати, в России тоже есть частные космические корпорации. Одна из них — группа компаний, работающая под маркой SR Space. У нее в активе не только зарегистрированный бренд, но и многочисленные программы ЭВМ. Подробнее об истории создания SR Space и ее интеллектуальной собственности — здесь.
А имена космонавтов не регистрируются как товарные знаки?
Регистрируются.
В базе данных Роспатента — две основные фамилии:
- Юрий Гагарин — оформлен его дочерью, Галиной Юрьевной, в разных вариациях и, соответственно, классах МКТУ (например, есть бренд, зарегистрированный в 9, 25, 41 классах, есть — в 35, 36, 39 классах, есть в 30 классе и так далее).
- Алексей Леонов. Товарный знак «Космонавт Леонов» (класс 30, 33) — зарегистрирован за Оксаной Алексеевной Леоновой.
Что касается зарубежных космонавтов, то на соответствующих сайтах можно обнаружить, например, Нила Армстронга. А имя Джона Гленна (третьего человека в мире, побывавшего в космосе) присвоено одному из аэропортов США (соответственно, юридическое лицо, управляющее воздушной гаванью, называется John Glenn International и имеет свой оформленный в патентном ведомстве бренд).
А есть ли еще какие-нибудь обозначения, связанные с этой сферой?
Да.
В РФ официально зарегистрированы десятки подобных товарных знаков. Например, слова «Космос» и «Космонавт» присутствуют в разных вариациях:
Есть в базе данных оформленных брендов и названия планет, звезд, их скоплений: