Судьба изобретений и изобретателей дореволюционной России

Татьяна Солдатова

Изобрести передовую технологию, стать известным как её первооткрыватель и внедрить — это, что вполне очевидно, совершенно разные события. К сожалению, исторические периоды России щедры на примеры упущенного потенциала отечественной науки, когда очень важные идеи и изобретения не находили поддержки и развития ни со стороны бизнеса, ни со стороны государства. 

В Россию промышленная революция пришла с запозданием, да и после неё дела обстояли не очень-то хорошо. Разбираемся, что влияло на возможности изобретать в Царской России и почему многие идеи тех времен не получили развития вовремя. 

Одна из схем открытий в России в XIX веке.

Что происходило с промышленностью и изобретательством 

Самостоятельный закон об авторском праве возник в России только в 1911 году. Тем временем в Европе первый закон об авторском праве был принят еще в 1474 году. Началом патентного права в России считается 1812 год, в то время изобретатели получали так называемые «привилегии». Но особым спросом изобретательство и новаторство все равно не пользовалось. Причин этому множество, только среди основных:

Изоляция. Россия, как, например, и Япония, долгое время жили в изоляции от передовых европейских веяний. Из-за изоляции искусство, наука и литература развивались в узких рамках и не получали широкого распространения.

Отсутствие инвесторов. Для реализации крупных проектов в России требовались значительные инвестиции, которые казна не могла предоставить. Отечественные магнаты также не часто проявляли интерес к финансированию инициатив. Но исключения были. Например, те же Демидовы (но не без участия государства). 

Экономические показатели. Общий капитал промышленных и торговых компаний России был значительно меньше, чем в других крупных странах. Например, капитал предприятий Англии был в шесть раз больше. В итоге на новые технологии был не такой высокий спрос. 

Социальная структура. Почти половина общества состояла из неимущих и малоимущих слоев. Это также снижало покупательную способность и ограничивало спрос на новые технологии. Кроме того, большинство подданных не могло позволить себе защитить свои идеи. Одни только пошлины за получение привилегий в то время составляли

  • на три года — 300 рублей;
  • на пять лет — 500 рублей;
  • на десять лет — 1500 рублей. 

Это при том, что по некоторым данным за 15-20 рублей можно было снять на месяц небольшую квартиру в Москве, а чтобы зарабатывать 500 рублей за месяц, нужно было быть чиновником высшего класса. 

Иностранное влияние и капитал. Внутри России и так был невысокий спрос на технологии, так еще и иностранные партнеры охотно предлагали свои услуги и инвестиции. Например, строительство Волховской ГЭС началось по соглашению с американским концерном «Вестингауз», а над Днепрогэсом работали немецкие специалисты.

В России с 1813 по 1 июля 1896 года было выдано 6 334 царских привилегий, но на отечественных изобретателей приходилась лишь одна пятая из них. Среди зарубежных получателей патента много очень известных имен, например, братьев Райт (у которых при этом все было непросто с патентами в самих США). 

Первая мировая война. Она, например, не дала завершить проекты по электрификации страны к 1920 году из-за нехватки средств. Это также не позволило России совершить технологический скачок.

При этом во времена правления Николая II в России активно развивалась собственная промышленность. И все равно к 1914 году 90% предприятий угольной промышленности, вся нефтяная промышленность, 40% металлургической, 50% химической, 28% текстильной промышленности принадлежали иностранцам.

Какие значимые изобретения не получили развития внутри страны

Итак, когда в Первую мировую войну та же Англия уже давно прошла через промышленную революцию, у России было практически только сырье. Однако после этого промышленность стала развиваться весьма активно. И все равно оставалось множество проблем, уже разобранных выше. Вот несколько примеров, когда из-за проблем того и более раннего времени изобретатели или их изобретения не могли получить достаточную известность и развитие. 

Паровой двигатель

В 1766 году в Барнауле Иван Ползунов запустил паровую машину, которая стала прототипом современного паровоза. На демонстрации изобретения присутствовал шотландский инженер Джеймс Ватт.

Воспроизведение паровой машины Ползунова.

Ползунов скончался в мае 1766 года, не дождавшись завершения работ по созданию «огненного» двигателя. В августе того же года машина начала работать, но вскоре котёл дал течь и её эксплуатация прекратилась. Никто не занялся починкой и развитием конструкции. 

Через два года Джеймс Ватт запатентовал паровую машину в Англии. В отличие от Ползунова, который работал в одиночку, Ватту помогали друзья, университетская профессура и заинтересованные бизнесмены. Ватт успешно зарабатывал на своих патентах и создал целую школу последователей.

В 1769 году Ватт запатентовал паровой конденсатор, а в 1776 году продал свою первую паровую машину. В 1777 году он запустил её в серию и с тех пор считается отцом паровых двигателей.

Лампочка 

Александр Лодыгин получил патент на лампу, в которой угольный стержень был в запаянной колбе — такая лампа долго служила. В 1870-х годах Лодыгин улучшил свою лампу, заменив угольный стержень на вольфрамовую спираль. Это сделало лампу ярче и долговечнее. Но во всём мире её стали называть «лампочкой Эдисона». 

У Лодыгина были патенты и в России, и во многих других странах, и даже свое предприятие. Томас Эдисон организовал массовое производство этой лампы, купив патенты у многих изобретателей, включая Лодыгина. Он также улучшил её, сделав такой, как мы её знаем сейчас, с винтовым цоколем и патроном. Однако все это происходило со множественными патентными войнами и разными направлениями в общественном мнении по поводу того, должен ли Эдисон получать патент. 

Цветное фото

В истории российской изобретательности есть три выдающихся человека:

  1. Вячеслав Измайлович Срезневский (1849–1937), сын известного русского языковеда, разработал портативную походную лабораторию в 1875 году. Она была как рюкзак с камерой и лабораторией. Также он создал фотоаппарат для экспедиций, первый аэрофотоаппарат, специальные фотопластинки, водонепроницаемую камеру для подводных съемок и камеру для затмений.
  2. Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944) был фотографом, химиком и изобретателем. Он считается одним из создателей цветной фотографии. В 1902 году он объявил о создании цветных диапозитивов, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, который был лучше иностранных аналогов. Этот сенсибилизатор делал бромосеребряные пластины чувствительными ко всем цветам.
  3. Михаил Филиппович Фрейденберг (1858–1920) и Иосиф Андреевич Тимченко (1852–1924) построили первый российский киносъемочный аппарат в 1893 году. Это произошло за два года до появления «Синематографа» братьев Люмьер. В том же году они сделали две ленты — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» — и показали их на съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1894 году.
Турбинный зал Гиндукушской ГЭС на снимке Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Телеграф

В 1880 году Григорий Григорьевич Игнатьев (1846-1898) создал систему, которая позволяла одновременно передавать телеграммы и телефонные звонки по одному проводу. Он использовал конденсатор, чтобы разделить токи разной частоты, и специальные катушки с двумя обмотками, чтобы улучшить работу телеграфного аппарата.

Игнатьев продемонстрировал свою систему сначала в Киевском университете, а затем на линии длиной 14,5 километров. Бельгийский изобретатель Ф. ван Риссельберг разработал свою систему только в 1883 году. В 1887 году провели испытания обеих систем, и система Игнатьева оказалась лучше. Но она не стала широко известной, потому что была секретной разработкой для военных.

А первым, кто создал электромагнитный телеграф, был барон Павел Шиллинг. В 1832 году он показал первый телеграфный аппарат и проложил первые телеграфные линии в России. Но он умер раньше, чем успел запатентовать свое изобретение. В 1830-х годах его идеи развивали в Германии и Англии. Однако первым, кто запатентовал телеграф, стал американец Сэмюэл Морзе в 1840 году. Его команда юристов и лоббистов сделала его имя известным, как позднее произошло с Томасом Эдисоном.

Морзе долго судился, чтобы получать деньги от всех телеграфных компаний по всему миру. В 1854 году он даже потребовал деньги от царя Александра II. Тот ответил, что телеграф в России создал Шиллинг. Но настойчивый Морзе использовал свои связи и добился выплаты 400 тысяч франков.

Парашют

Глеб Евгеньевич Котельников был актёром в Народном доме на Петербургской стороне. В 1910 году под впечатлением от гибели летчика он создал парашют. До того лётчики спасались с помощью длинных зонтов, которые крепились к самолёту. Эти зонты были ненадёжными и тяжёлыми, поэтому их использовали редко.

Котельников предложил свой проект ранцевого парашюта в 1911 году. Испытания прошли успешно, но в России он не получил патент.

Вторая попытка оказалась более удачной — в 1912 году его изобретение признали во Франции. Но это не помогло начать массовое производство в России, потому что начальник российских воздушных сил боялся, что при малейшей проблеме лётчики будут покидать самолёты. Только в 1924 году Котельников получил патент в России и передал все права на своё изобретение правительству.

Особый порох

В начале 1891 года Дмитрий Менделеев изобрел новый вид пороха, который назвал пироколлодийным. Но это изобретение не стало популярным, потому что чиновники предпочитали покупать бездымный порох за границей.

Пироколлодийный порох — это разновидность нитроцеллюлозного пороха. Он состоит из нитроклетчатки, которая хорошо растворяется в специальном растворителе. Чтобы улучшить его свойства, добавляют разные вещества для равномерного горения. 

Адмирал Макаров, главный инспектор артиллерии морского флота, высоко оценил этот порох. Испытания 1893 года показали, что он подходит для всех калибров орудий. Но тогда власти не обращали внимания на отечественные разработки и предпочитали покупать иностранные патенты. В результате право на производство и «авторство» досталось американскому лейтенанту Джону Бернаду. 

В 1900 году он получил патент на «Коллоидную взрывчатку и её производство». Из-за этого Россия во время Первой мировой войны была вынуждена покупать много этого пороха в США, а его изобретателями до сих пор считают лейтенанта Бернаду и капитана Конверса.

Трамвай

Первый в мире электрический трамвай создал русский инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий в 1880 году в Санкт-Петербурге. Он переоборудовал городские трамваи на конной тяге, чтобы они работали на электричестве. 3 сентября необычный транспорт начал возить людей в Петербурге, несмотря на протесты владельцев обычных конок. 

Эксперименты Пироцкого продолжались до конца сентября. У него не было денег, чтобы продолжить работу, но его изобретение заинтересовало весь мир. Среди тех, кто с ним общался, был Сименс, который задавал много вопросов. В 1881 году братья фон Сименс открыли в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. 

Итоги

Оценить, какие из изобретений современной России так и не получили развития, пока что сложно. Но, вероятно, массовый отъезд ученых (только с 2012 по 2020 год число уезжающих выросло в пять раз) способствовал накоплению такого «упущенного потенциала».

Источник фото.

Татьяна Солдатова
211
+1
211
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.