Индийский локомотив экономического роста: Tata Motors

ВК
Вадим Кизимов

Индия — крайне интересная страна с точки зрения своего экономического развития. Бывшая британская колония в чем-то может быть примером для многих государств. Причем, как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, она давно вырвалась вперед и стала одним из мировых лидеров, с другой, огромная пропасть между богатыми и бедными, нерешенные экологические проблемы, перенаселение и отнюдь не нейтральная внешняя политика могут отпугнуть многих инвесторов.

История компании Tata Motors довольно показательна. Изначально она производила локомотивы, а теперь владеет брендом Land Rover. Посмотрим, чем так примечательна эта корпорация. 

Локомотив роста

Сама Республика Индия образовалась в 1947 году и довольно продолжительное время придерживалась плановой экономики. Собственность была также в основном государственная, росли бюрократия и торговые барьеры. Tata Engineering and Locomotive Company (ныне Tata Motors), старше независимой Индии. Она была учреждена еще под британским мандатом в 1945 году как производитель локомотивов.

Впрочем, уже в 1954 году, вступив в партнёрство с немецкой Daimler-Benz AG, корпорация начала выпускать свои первые автомобили. Первое крупное достижение компании совпало с масштабным экономическим кризисом 1991 года. Тогда был выпущен внедорожник Tata Sierra, а фирма стала одной из первых, доказавших свою конкурентоспособность в этой доли рынка. Экономический спад 1979-93 годов в Индии привёл к тому, что к 1994 году правительство (не без вмешательства иностранных государств и, в частности, США), стало придерживаться либеральной политики, как минимум в области экономики. Последовал капиталистический бум. Это поспособствовало и активному развитию Tata Motors. Корпорация открывает совместные производства с Hitachi (строительная техника), Cummins Engine (дизельные двигатели), Daimler-Benz (автомобили) и др.

При этом, уже в 1998 году Tata Motors смогла запустить в продажу первый автомобиль Tata Indica, созданный исключительно за счет внутренних ресурсов без привлечения иностранных партнёров и поставщиков. В 2008 году был выпущен самый дешевый автомобиль во всём мире.

Компания сейчас

В 2006 году компания вышла на российский рынок с малотоннажным грузовиком TATA LPT 613, аналогом популярнейшего тогда в Европе Mersedes-Benz OM 352. После череды успехов корпорация решает увеличить свое присутствие на мировом рынке легковых автомобилей и в 2004 году приобретает Daewoo Commercial Vehicle Company, а в 2008 году — Jaguar и Land Rover у Ford примерно за 2 млрд. долларов. 

Еще в 2005 году производственная линейка компании расширилась за счет автобусов благодаря свежекупленной испанской марке «Hispano Carrocera», а ещё через год был заключен договор с кузовным центром «Marcopolo». Это позволило существенно снизить себестоимость автопроизводства. В данный момент продукция корпорации Tata Motors включает в себя:

Автомобили: люкс, спортивные, легковые. Грузовики. Строительную технику. Автобусы и микроавтобусы. 

Техника продаётся по всему миру. Второй по значимости дочерней фирмой является Tata Daewoo — производитель автомобилей из Южной Кореи. Не без внимания остается направление техники на альтернативных источниках энергии — в дочернее предприятие Tata Motors по созданию электромобилей в 2021 году TPG инвестировала 1 млрд. долларов. 

Заводы Tata Motors находятся не только в городах Индии, но в Великобритании, Африке и Таиланде. Корпорация также активно вкладывается в другие фирмы и проекты, не связанные с автопромом, в некотором роде являясь полноценным холдингом.

Tata Motors имеет более 95 консолидированных дочерних компаний и более 30 дочерних предприятий. Насчитывается около 5 совместных проектов с корпорациями из разных стран, включая Бразилию. 

Перспективы и исследования

Исследовательские центры находятся в нескольких городах Индии, а также Великобритании, Испании и Южной Корее. Также Tata Motors принадлежит европейский технический центр, в 2021 году получивший финансирование более чем в 40 млн. долларов от материнской компании. 

Продажи ведутся на рынках многих стран, распределение продаж по которым представлено ниже. 

Патентная активность отстает от конкурентов. По данным международного бюро ВОИС, за холдингом числится более 1300 действующих патентов. За 2021 и 2020 год ежегодный прирост международных патентов составлял около 90 штук в год. Если сравнивать с американскими и европейскими автогигантами, то это довольно скромный показатель. 

К сожалению, это типичная ситуация для многих индийских компаний. В отличие от тех же китайцев, индийские бизнесмены почему-то не так активно защищают свою интеллектуальную собственность.  

Итоги

Tata Motors — одна из крупнейших компаний Индии. У неё весьма стабильные финансовые показатели (представлены ниже). Пандемию корпорация пережила довольно хорошо. Перспективы у нее в целом положительные. Но очевидно, что менеджмент Tata Motors недоинвестирует в собственную интеллектуальную собственность. 

Внушает надежду исследовательская деятельность и ориентированность на производство электрокаров. Плюс ко всему растущий индийский рынок обеспечит спрос на ближайшие десятилетия. А в условиях международных санкций перед Tata Motors возникла перспектива увеличении доли на российском рынке. Вполне возможно, что в перспективе появятся совместные предприятия или даже исследовательские центры.  

Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.  

Купон JOURNALPATENT дает вам скидку в 4000 рублей на патентование одного изобретения. 

Читайте в нашем журнале:

История Sharp: как механический карандаш повлиял на становление гиганта электроники

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде

Генеалогия принтера

ВК
Вадим Кизимов
122
+1
122
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.