Том Огл — амбициозный изобретатель или городская легенда?

Марина Нагорная

Считается, что Том Огл был инженером-механиком из Эль-Пасо, который почти случайно придумал один из самых экономичных двигателей внутреннего сгорания для автомобилей в 1970-е годы.  

Случайное открытие

Молодой человек чинил свою газонокосилку, но нечаянно пробил бензобак отверткой. Пришлось выкручиваться подручными средствами. 

Я сбегал за гибкой трубкой и вставил ее в эту дырку, а другой конец поместил в карбюратор. Топливо я перекрыл. Газонокосилка завелась, но она не останавливалась. Я был удивлен, но он работал только на одной газовой смеси,” — вспоминал впоследствии Огл.    

В итоге, газонокосилка проработала 90 часов на одном баке. Молодой изобретатель (тому было всего 19 лет) применил эту схему подачи топлива на своем Ford Galaxie 1970 года с двигателем V8. В июле 1977 года он подал заявку на патент, который молодой человек все-таки получил в декабре 1979 года.  

Тот самый патент Огла

Огл не стал терять время и организовал в том же 1977 году открытую пресс-конференцию с привлечением экспертов, где продемонстрировал работу своего изобретения, совершив несколько тестовых заездов на своем улучшенном Ford Galaxie. Во время одного из них изобретатель с двумя журналистами в салоне проехал расстояние в 320 километров, потратив всего 9 литров бензина. После возвращения на стартовую позицию эксперты провели тщательный анализ машины и убедились в том, что в ней не было скрытых баков для бензина. Журналисты же подтвердили, что в течение всего пути Том Огл не останавливался по дороге, что лишний раз подчеркнуло удивительную экономию топлива. 

Об изобретателе написала даже The New York Times

Существуют сведения о том, что 4 мая 1977 года Том Огл показывал преподавателям Техасского университета систему испарительного топлива, которую он, по его словам, разработал. Специалисты остались довольны увиденным. 

Однако изобретение Огла так и не было внедрено в широкую практику. Если поискать информацию о Томе Огле в интернете, можно найти разные теории, объясняющие, почему его инновация не получила широкого распространения.

Согласно одной из историй, Shell предложила Тому 25 миллионов долларов за раскрытие секрета. В итоге, технологию и патент Огл продал К. Ф. Рэмси, известному финансовому магнату. Было заключено соглашение, в рамках которого Том также получил право присоединиться к группе изобретателей для продолжения работы над проектом. Том получал 5000 долларов ежемесячно, не считая средств на исследования и разработки. Однако вскоре проект закрыли — Огл быстро утратил популярность в СМИ и оказался в одиночестве. В 1981 году его супруга Моника бросила его, забрав с собой пятилетнюю дочь Шерри. Затем, 14 апреля того же года, в Тома выстрелил неизвестный на улице, однако изобретателю удалось выжить.

19 августа 1981 года Том Огл пил в местном баре на северо-востоке, после чего отправился домой к другу, где потерял сознание, а после — скончался. Ему было всего 26 лет. По мнению медэкспертов, причиной смерти стала передозировка алкоголем вкупе с транквилизаторами.

Так что же с двигателем? 

Концепция двигателя Тома Огла всегда была горячей темой среди автолюбителей. Сказки о двигателе, расходующем 2,4 литра бензина на 100 км, продолжают всплывать в прессе и на разного рода сайтах любителей конспирологических теорий спустя десятилетия после смерти молодого изобретателя. 

В 1997 году патент Огла прекратил свое действие. Если говорить о публикациях в сети, то практически все они являются пересказом друг друга. К тому же в 1970-х уже существовала видеосъемка, при этом ни одной записи с применением чудо-двигателя нет, что странно, учитывая то, что сам Огл приглашал журналистов и пиарил свой проект. 

Патент на дизайн

Подготовка 1-2 нед.

Экспертиза 6-10 мес.

Срок действия от 5 до 25 лет

Но что интересно в этом деле, так это то, что десять изобретателей и компаний все-таки ссылались на патент Огла в своих разработках. Например, Basic Technology Corporation, подавая заявку на патент двигателя, ссылалась на охранный документ Тома Огла. 

Заглавное фото из открытых источников 

Марина Нагорная
590
+1
590
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.