Главное
Товарные знаки

Торговля на маркетплейсах: о чем нужно помнить продавцу

МС
Максим Смоляров
Торговля на маркетплейсах: о чем нужно помнить продавцу

Вы давно торгуете на маркетплейсах и у вас есть собственные товарные знаки. Вроде, всё хорошо. Но расслабляться не нужно. В нашей памятке мы собрали то, о чем важно помнить имея дело с онлайн-площадками. 

Как заблокировать конкурентов с контрафактом?

Вы, мониторя карточки товаров и проверяя продавцов, обнаружили тех, кто торгует под вашим обозначением незаконно? Пишите срочно жалобу администрации маркетплейса: 

Чтобы удалить нарушителей с площадки, правообладателю необходимо будет: 

  • представить скриншот страницы с нарушением, ее URL;
  • подтвердить, что бренд действительно принадлежит вам. Для этого загрузите в специальной форме — свидетельство на свой товарный знак;
  • приложить иные документы, необходимые для рассмотрения обращения (например, скан жалобы по требованию). 

Администрация площадки, рассмотрев ваше обращение, примет меры: карточка того, кто не соблюдал требования законодательства РФ, будет скрыта. Если нарушения тотальны и неоднократны, то возможна и полная блокировка недобросовестного продавца.  

Если вы желаете не только удалить конкурента с площадки, но и взыскать с него приличную сумму компенсации, то действуйте так:

  • Фиксируйте факт продаж (потребуется: нотариальный осмотр страницы или страниц сайта, где был размещен проблемный объект; контрольная закупка);
  • Направляете официальное письмо-претензию продавцу;
  • Далее — если он не удовлетворяет ваши требования, то подавайте в суд.

Вы можете потребовать многомиллионную компенсацию, однако учитывайте, что итоговое решение принимает третья ветвь власти, которая учитывает и длительность допущенного нарушения, и потенциальный доход данного субъекта, и многое другое.

Чаще всего, анализируя эти и другие параметры, суды назначают нарушителям сумму компенсации в пределах от десятка до нескольких сотен тысяч рублей. Миллионы — предусматриваются, но являются, скорее всего, исключением из правил, чем постоянным стандартом.

Как получить карточку на маркетплейсе с пометкой «Оригинал»?

Для этого — подтвердите свои права на бренд, предоставив отдельно администрации площадки документы на товарный знак.

Если все в порядке (и претензий к представленным материалам нет), то вы получаете синюю галочку верификации на WB, зеленую — на Ozon.

Помните и учитывайте, что оригинальные товары пользователи могут ранжировать по поиску. Это потенциально увеличивает доверие к реализуемому и поднимает продажи.

Отметим, что ряд площадок (упоминаемый ранее Ozon) предоставляет правообладателю, чьи документы прошли проверку, также специальный личный кабинет. Через него можно отслеживать всех продавцов, которые торгуют этим же товаром. Такая концепция позволяет не только быстро блокировать нарушителей ваших прав, но и эффективнее взаимодействовать с покупателями, повышая лояльность к бренду.

Почему возникает опасность получить многомиллионный штраф, если не зарегистрировать свой товарный знак для последующей торговли на маркетплейсе?

Представим себе такую ситуацию. Вы вошли на площадку, пробуя свои силы. Выбрали себе интересное и запоминающееся обозначение. И потихоньку дело пошло. Вы начали получать постоянный доход, вкладывать в раскрутку еще больше средств. Оборот и, соответственно, прибыль увеличилась. Однако регистрировать свою интеллектуальную собственность вы не стали. Через некоторое время ваш бренд оформляет на себя через Роспатент другой предприниматель. Вам он пишет претензию, требуя прекратить нарушать его права. Потом, не получив должного ответа и заявленной суммы компенсации, он идет в суд. К удивлению — третья ветвь власти поддерживает его в этом процессе. С вас взыщут деньги и запретят использовать исходный товарный знак. Придется делать принудительный ребрендинг, готовя деньги для выплаты. Или долговременно судиться, но практически без гарантий на успех. 

Другая ситуация. Вы понадеялись на «авось» и, запустив собственный магазин, не проверили бренд на юридическую чистоту. В этой ситуации — к вам также могут нагрянуть те, кому это обозначение официально принадлежит.

Вот и примеры из практики. 

  • Первая ситуация — ИП торговал продукцией с брендом UNIHIT. Собственник марки увидел это и обратился в суд. С нарушителя взыскали 1 млн 195 тысяч рублей. Попытки обжаловать решение в вышестоящих судах не увенчались успехом;
  • Вторая — другой индивидуальный предприниматель продавал товары на маркетплейсе под брендом «7Days». Через некоторое время получил иск в суд. Поведение ИП было квалифицировано третьей ветвью власти как нарушение. С него взыскали 100 тысяч рублей.

Полученное вами свидетельство на товарный знак — это эффективное средство защиты от таких ситуаций. 

Реализуя продукцию на маркетплейсах, селлерам нужно не забывать об оформлении своей интеллектуальной собственности: ведь зарегистрированный в Роспатенте товарный знак даст сразу несколько преимуществ. Во-первых, вы получите возможность блокировать конкурентов, использующих ваше обозначение без разрешения. Во-вторых, сможете увеличить продажи при помощи значка «Оригинал». В-третьих, защититесь от многомиллионных штрафов.

Регистрация товарного знака для маркетплейсов
Подготовка - 2-3 дня
Экспертиза - 5-6 мес.
Срок действия - 10 лет
МС
Максим Смоляров
Товарные знаки
209
+1
Товарные знаки
209
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.