В середине августа 2025 года стало известно, что одного из ведущих мировых производителей драгоценностей «Фаберже», возрожденного более 15 лет назад, приобрел предприниматель Сергей Мосунов за 50 млн долларов. Это не первый переход прав на легендарную корпорацию: до русского бизнесмена фирмой владела сначала инвесткомпания Pallinghurst (2009-2012), затем — Gemfields (с 2012 до лета 2025).
О том, почему компания «Фаберже» почти век не выпускала ювелирные изделия, занимаясь, например, парфюмерией, — расскажем далее. Но сначала немного истории.
Поставщик Императорского двора
Фирма «Фаберже» была создана в 1842 году в Санкт-Петербурге франко-русским ювелиром Густавом Фаберже. Дела у него шли неплохо, но компания была маленькой ровно до того момента, пока к бизнесу не присоединились его сыновья — Карл и Агафон. Очевидным лидером в этом партнерстве быстро стал Карл.
У него было европейское образование. И он быстро понял, что может лучше организовать процесс изготовления ювелирных изделий: Карл генерировал основные идеи компании, конструируя стратегию развития.
В 1880-е Фаберже участвует в многочисленных международных и всероссийских выставках, где завоевывает признание. В 1885 году — фирма становится поставщиком Высочайшего Двора. В 1890 году ювелиры предприятия получают звание оценщиков Кабинета его императорского величества.
Параллельно развивается и международный успех: в 1888 году Фаберже получает золотую медаль и диплом Северной выставки Копенгагена, в 1897 году — начинает поставлять украшения королю Шведскому и Норвежскому.
В 1899 году фирма открывает свой центральный офис в доме № 24А по Большой Морской улице. Это самый центр Петербурга. Здание, построенное Карлом Шмидтом, кстати, сейчас является памятником архитектуры.
Столь активное развитие было прямо связано с уникальной продукцией, создаваемой компанией, — Яйцами Фаберже.
Первое представлено в 1885 году. Есть минимум две версии того, как создавалось изделие.
По одной трактовке событий — яйцо с сюрпризом заказал император Александр III, чтобы порадовать супругу перед Пасхой. По другой — идея сувенира возникла у мастера Михаила Перхина, который взял за основу драгоценные безделушки в форме яйца, принадлежавшие датским королям. Ювелирное изделие было создано и выставлено на продажу. Император и Самодержец Всероссийский купил его, заплатив более 4 тысяч рублей. Для понимания: после денежной реформы Сергея Витте — зарплата обычного рабочего в 1899 году была всего 29 рублей, сапоги стоили 5 рублей 50 копеек.
Возвращаясь к первому Яйцу Фаберже необходимо отметить, что его внутренняя конструкция содержала немало драгоценных изделий: «белок» — белая эмаль, «желток» — чистое золото. Кроме того, внутри «желтка» еще находилась золотая курочка, хранившая в себе корону и рубиновую цепочку.
Мария Федоровна была в восторге от подарка. И Александр III ежегодно стал заказывать яйца к Пасхе, поставив ювелирам два условия: дизайн продукции должен быть уникальным, а внутри обязательно положить какой-нибудь сюрприз. Эту традицию сохранил и Николай II. Только он приобретал сразу два яйца: одно дарил жене, другое — своей маме.
Всего за все время работы фирма «Фаберже» представила более 50 пасхальных яиц для Императорского Дома. Сейчас известно о местонахождении 48 из них.
Как выглядели эти и некоторые другие яйца?
Их конструкция была каждый раз уникальной.
Однажды Карл Фаберже представил яйцо с удивительной внутренностью: курочкой, содержащей в себе сапфировый кулон.
Постепенно происходило усложнение конструкции изделий.
В 1891 году Мария Федоровна получила яйцо «Память Азова». Открыв его, она увидела фрегат, на котором, напоминаем, ее сыновья (Николай и Георг) совершили дальневосточное плавание. Состав сувенира включал платину, золото, аквамарин и бриллианты.
В 1898 году вдовствующая императрица получила яйцо «Пеликан». Его покрытие — золото в стиле ампир, а наверху, в эмалевом гнезде, находился ювелирный пеликан. Внутри драгоценного сюрприза — платины-миниатюры, изображающие учреждения, основанные Марией Федоровной (после смерти государя в Российской империи — хорошим тоном для их жен было создание и контроль многочисленных благотворительных фондов и мест общественного призрения).
Необходимо отметить, что в это же время — Александре Федоровне (Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, супруга Николая II) было презентовано яйцо «Ландыши». Этот подарок украшали жемчужные цветы, внутри же находились портреты двух дочерей и самого императора.
Отметим, что в 1897 году жена Николая II получила яйцо «Коронационное». Внутри него — настоящий экипаж, напоминающий тот, в котором ехала венчающаяся на царство чета. Миникарета имела свой поворотный круг и могла кататься, пружиня на рессорах, обе дверцы открываются и даже выбрасываются подножки. Есть и бархатная обивка кузова (ее имитирует алая эмаль). Шторки награвированы из горного хрусталя.
Что было дальше с фирмой Фаберже?
После начала Первой мировой войны — снизился спрос на предметы роскоши. Не хватало и драгоценных металлов. Фаберже стали производить медные изделия, а также медицинское оборудование и военные вещи.
После революции 1917 года большевики национализировали компанию. Создатель фирмы бежал сначала в Ригу, а потом — в Германию. Когда состояние Карла Фаберже ухудшилось, то его перевезли в Швейцарию.
Потомки основателя смогли организовать свое дело во Франции, маркируя изделия грифом «Фаберже, Париж». Но их проект был не особо успешен.
В 30-е годы в США создали компанию «Фаберже Инк.». Ее основал американец Сэм Рубин, который начал производить под этой маркой парфюмерные изделия. Семья Фаберже узнала об этом и добилась взыскания с предпринимателя 25 тысяч долларов. Столь минимальная сумма компенсации была вызвана тем, что юридически бренд «Фаберже» никогда не был оформлен.
Рубин в середине XX столетия продал полученный (и зарегистрированный им же) товарный знак косметической компании Rayette. Стоимость сделки составляла 26 млн долларов. Объединенная корпорация стала называться Rayette-Fabergé Inc. Дальше — начались постоянные перепродажи фирмы и, соответственно, ребрендинги: в 1971 году — название компании вернулось к Fabergé Inc., в 1984 — ее продали за 180 млн долларов, через три года — еще одна сделка, но уже на 700 млн долларов. В 1989 году Fabergé Inc., чей профиль был сугубо косметический, приобретена Unilever за 1,55 млрд долларов США.
Возвращение к своим историческим ювелирным корням у Fabergé на международном уровне произошло лишь в начале 2010-х, когда Unilever продала Pallinghurst Resources подразделение, имевшее право на выпуск в том числе и фирменных драгоценностей: именно после этого состоялся торжественный перезапуск работы корпорации, сопровождавшийся активной медийной кампанией. Примерно в это же время — появляются и первые торговые точки обновленного Fabergé. В 2015 году была представлена коллекция уникальных драгоценных часов. В 2016 — в Женеве открылась собственная часовая мастерская. В 2018 — запустили совместную с Rolls-Royce акцию — «Дух яйца экстази». Яйцо, как отмечается на официальном сайте, было сделано так, чтобы внутри находилась вылепленная вручную статуя талисмана Rolls-Royce, открывающаяся незаметным щелчком.
А что у Fabergé с интеллектуальной собственностью?
Фирма владеет сотнями товарных знаков в мире: судя по открытым данным, у корпорации — 409 брендов, обозначающих наименование, в статусе «Зарегистрировано», у 588 — срок юридической защиты истек. 28 — проходят, видимо, экспертизу и находятся в статусе «Ожидание».
Также у юрлица есть несколько патентов. Наиболее известные — защищают конструкцию наручных часов.