Продажа товарного знака — один из способов получить права на уже зарегистрированное обозначение. Такие действия могут потребоваться по ряду причин — слияние компаний, приобретение нового бизнеса и т.д. Разумеется, такой способ приобретения прав имеет свои подводные камни — регистрация договора отчуждения прав, возможно, вопрос встречного удовлетворения в странах общего права. Да и у нас финансовый вопрос тоже может добавить некие сложности — как правильно заполнять бухгалтерские отчеты с учетом подобной сделки. Однако несмотря ни на что, используется он достаточно часто — и при самых разнообразных обстоятельствах. В настоящей статье предложены лишь некоторые случаи покупки товарного знака.
Продажа товарного знака во избежание нарушения прав на более раннюю регистрацию
В центральной Франции, в долине реки Луары есть город с названием Вандом. Поклонникам Оноре де Бальзака этот город знаком тем, что в местном колледже учился будущий писатель, следящие за модой же ассоциируют этот топоним с названием площади Вандом в Париже, где расположен магазин Louis Vuitton. Последний факт и послужил основой любопытной судебной тяжбы, связанной с продажей товарного знака.
14 января 2019 года администрация города Вандом подала заявку на регистрацию французского словесного товарного знака № 4515840 «Vendôme» в 45 классах. Не остается сомнений, что в этот перечень попали товары, выпускаемые модным домом — в частности, украшения и предметы роскоши. Действия Louis Vuitton были небезосновательными — в 2012 они зарегистрировали словесный товарный знак № 3911004 «Vendôme» для следующих классов МКТУ:
14 — Ювелирные изделия; драгоценные камни; часы и хронометрические приборы; драгоценные металлы и их сплавы; монеты; предметы искусства из драгоценных металлов и т.д.
18 — Кожа и имитация кожи; шкуры животных; сундуки и чемоданы; зонты, зонтики и трости; хлысты и шорно-седельные изделия; кошельки; портмоне; сумки, рюкзаки, сумки на колесиках и т.д.
Учитывая наличие ранних прав (и статус общеизвестного товарного знака — это указано в реестре), вопрос с администрацией был решен следующим образом: права на товарный знак были уступлены в части (14 класс) компании LOUIS VUITTON MALLETIER. Городской совет (29 голосами из 33) решил уступить права на обозначение за 10 000 евро. Французское ведомство по интеллектуальной собственности было уведомлено 09 апреля 2021 года, и в бюллетене от 14 мая появилась соответствующая запись.
Казалось бы, сделка прошла успешно — для Louis Vuitton, во всяком случае. Но оказалось, что проблемы только начались. О передаче прав узнали конкуренты Louis Vuitton — Van Cleef & Arpels и Cartier International AG. Компании подали заявлении о признании товарного знака недействительным в части товаров 14 класса по следующим основаниям:
- Отсутствие различительной способности ввиду прямой отсылки к Вандомской площади и миру роскоши Louis Vuitton;
- Недобросовестная подача заявки со стороны администрации.
Решение Ведомства № NL 21-0116 было опубликовано 1 июля 2022. Ведомство указало, что, действительно, товарный знак является описательным для товаров 14 класса, так как никаких других ассоциаций, кроме известной площади в Париже — даже с одноименном городом — не вызывает.
Что касается недобросовестности, то тут Ведомство не согласилось с заявителями — Van Cleef & Arpels и Cartier International AG не смогли ее доказать. Фактически, зарегистрировав товарный знак Vendôme, администрация города стремилось лишь сохранить права муниципалитета на его название на момент регистрации, но никак не претендовать на славу производителя модных аксессуаров.
Таким образом, иногда даже успешный переход прав не сможет полностью гарантировать безмятежную жизнь товарного знака — надо всегда быть начеку.
Продажа компании (и ее интеллектуальной собственности) для решения финансовых проблем
Еще один пример продажи товарного знака — и еще один из мира моды. К решению продать свои товарные знаки компании CENTRIC BRANDS пришел американский модельер Зак Позен. Уже достаточно долгое время в прессе появлялись сообщения о трудном финансовом положении фирмы, и вот в феврале 2020 года на сайте CENTRIC BRANDS появилось объявление о приобретении прав на объекты интеллектуальной собственности Z SPOKE LLC.
Соглашение о передаче товарных знаков также поступило в распоряжение Ведомства в марте 2022 года. Этим соглашением цедент передает цессионарию права на указанные в приложении товарные знаки — четыре страницы А4 с номерами регистраций в США, Австралии, Канаде, Китае, ЕС и так далее — а также поданные заявки, права по общему праву и право подавать новые сходные заявки. Само соглашение можно найти в информации об одном из товарных знаков — в реестре ЕС.
Подведем итог: в случае наличия каких-либо проблем вариант отчуждения интеллектуальной собственности (для продолжения бизнеса другой компанией) может быть удачным решением.
Приобретение товарного знака в связи с открытием нового бизнеса
А бывают случаи, когда покупка товарного знака обусловлена строящимися планами. В 2019 году признанный ныне экстремистской организацией Facebook планировала запустить собственный криптопроект под названием «Libra», для которого, разумеется, был необходим свой товарный знак в соответствующих классах. Но вот незадача — в реестре товарных знаков США уже был зарегистрированный для однородных товаров знак «Libra», даже два — №5831438 и №86299406. Заявки были поданы компанией LIBRA SERVICES, INC., но в апреле 2019 перешли к JLV, LLC. Именно с последней компанией и заключен интересующий нас договор.
Однако если мы внимательно посмотрим запись в реестре (и приложенное соглашение о передаче прав), мы обнаружим любопытную деталь — товарные знаки приобретала не компания Марка Цукерберга, а некто LIBRA ASSOCIATION, находящаяся в Швейцарии. Причастность этой организации к знаменитой соцсети можно проследить хотя бы по спору о регистрации доменного имени facebook-libra.com, который рассматривал в 2020 году Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству, где детище Цукерберга и Libra Association выступали вместе против данной регистрации.
Интересно, что, несмотря на успешно прошедшую сделку сам проект, видимо, пока не находится в стадии воплощения — об этом можно судить хотя бы по факту неуплаты пошлины за поддержание в силе одного из приобретенных товарных знаков — №86299406. Срок оплаты для второго наступает в 2026 году — посмотрим, что решит Цукерберг к тому времени.
Выводы
Все вышеуказанные примеры демонстрируют нам лишь малую часть того разнообразия ситуаций, при которых возможно отчуждение прав на товарный знак. Еще раз напомним, что для успешной продажи и покупки товарного знака необходимо четко следовать указаниям закона.
Источник фото