Сеть Fix Price была создана в 2007 году в Химках. Основатели компании — предприниматели Сергей Ломакин и Артём Хачатрян. История одного из самых популярных дискаунтеров России с многомиллиардной выручкой в нашем материале.
Ставка на дешевизну
С 1998 года Ломакин и Хачатрян совместно развивали одну из первых в России сетей дискаунтеров «Копейка», а в 2007 году продали ее, заработав около $600 млн. Тогда же они запустили новый продукт. Тогда же подали заявку на одноименные товарные знаки будущей сети.
Торговая стратегия, бренд и дизайн сети Fix Price были разработаны британской консалтинговой компанией Campbellrigg. В основе концепции — фиксированные цены или «всё за доллар». Прообразом стала американская Dollar Tree. При этом основатели говорили, что никогда не копировали, а старались адаптировать идею под российского потребителя.
«Формат показался нам идеально подходящим для российского потребителя, который еще помнил гиперинфляцию 1990-х и не был избалован широким предложением непродовольственных товаров по низкой цене», — говорил Сергей Ломакин.
За первый год Fix Price открыла 60 магазинов под слоганом «Всё по 30 рублей». В начале 2016 года товары уже стоили 50 рублей. Теперь в магазинах можно найти продукцию и дороже 300 рублей.
В компании рассказывали, что у них нет товаров, которые они продают в минус. 80% ассортимента занимают непродовольственные позиции из Китая — игрушки, посуда, канцтовары. Еще 20% приходится на продукты питания с длительным сроком хранения — как правило, российского производства.
Крупные производители часто производят для Fix Price эксклюзивные товары, например в менее дорогой упаковке.
Работа без посредников позволяет избежать значительных издержек, отмечал гендиректор Fix Price Дмитрий Кирсанов.
«На рынке есть устоявшиеся стереотипы и традиции, когда, например, компании-дистрибьюторы, которые привозят товар из Китая, продают его с наценкой 100–200%. Мы, привозя товар сами, исключив таких посредников, можем дать лучше цену на полке, что и делаем. То же самое и в российском ассортименте происходит — исключаем лишние звенья из цепочки, уже на этом можно зарабатывать», — пояснял он.
Департамент маркетинга «роет Китай» как археологи, также говорил Кирсанов.
Интеллектуальная собственность
У Fix Price десятки множество собственных торговых марок. Например, Homestar (бренд бытовых чистящих средств), Play the game (развлекательные и развивающие товары для детей) и другие. В качестве товарного знака зарегистрировано и доменное имя сети.
В 2021 году компания запустила пилотное внедрение модуля Set Mark Centrum для автоматизации учета и обязательного контроля оборота маркированного товара.
Сервис, например, блокирует операции с марками, не поставленными на учет, а также не допускает продажу контрафакта.
В июне этого года Fix Price открыла свой 6000-й магазин. Интересно, что 60% продаж сети приходится на товары собственной торговой марки.
В 2021 году основатели Fix Price стали долларовыми миллиардерами после IPO. А год спустя ритейлер получил постоянную регистрацию на Кипре. Ранее компания была зарегистрирована на Британских Виргинских Островах.
В 2023 году сеть заняла первое место в рейтинге самых выгодных франшиз в России.