Главное

Высокая мода с доставкой на дом: история Lamoda

МС
Максим Смоляров
Высокая мода с доставкой на дом: история Lamoda

Один из крупнейших российских онлайн-магазинов был основан в 2010 году немецкой компанией Rocket Internet. Менеджерами, представляющими интересы организации в России, стали Флориан Янсен, Буркхард Биндер, Нильс Тонсен и Доминик Пикер.

На первых порах магазин торговал исключительно обувью премиального качества, но основатели хотели энергичного расширения: их целью было формирование такого ассортимента, чтобы человек с любым доходом мог покупать в Lamoda. Для достижения этой цели бизнесмены привлекли инвестиции в размере 130 млн долларов от трех фондов (Access Industries, Summit Partners и Tengelmann), за счет чего им удалось увеличить количество позиций в предлагаемом каталоге, построить новый склад и запустить приложение для смартфонов.

Были и собственно-разработанные «фишки»: например, фирма предоставила клиентам возможность бесплатно примерять понравившиеся вещи и покупать только то, что подошло. Доставка при этом до места назначения (квартиры, собственного дома или точки продаж) была максимально-быстрой. И Lamoda в такой конфигурации отношений не требовала от покупателей предварительной оплаты заказанного в онлайн-режиме.

«Когда мы начинали в 2010-м, у 14 из 15 интернет-магазинов были задержки с возвратом товаров. Клиент мог сделать заказ, оплатить его, потом передумать — но магазины не спешили возвращать ему деньги. Конечно, это негативно сказывалось на их имидже. Поэтому мы с самого начала заявили, что будем брать деньги с клиента только при доставке, возврат оформлять в кратчайшие сроки, и специально для этого наняли лучших специалистов», — объяснял позже психологию взаимоотношений между покупателем и продавцом Флориан Янсен.

С 2012 по 2014 годы Lamoda поэтапно расширяла регионы присутствия, открываясь не только в субъектах РФ, но и даже в зарубежных странах (в 2012 — в Казахстане, в 2014 — в Республике Беларусь). В 2014 фирма стала принадлежать сингапурской Global Fashion Group.

В 2015 году Lamoda, ориентируясь на опыт Wildberries, модифицировалась в маркетплейс. Это означало, что компания предоставляет своим клиентам не только приобретенные ею (и доставленные с собственного склада) вещи, но и товары от сторонних продавцов, которые заключили соответствующие контракты с площадкой.

Подобная поступательная парадигма развития Lamoda давала хорошие результаты.

В 2017 году доставка Lamoda была доступна в более чем 500 городах России.

В 2018 году выручка компании оценивалась в почти 30 млрд рублей.

В 2019 году на платформе появилась AR-примерочная (человек мог оценить внешний вид размещенных кроссовок на основе созданного виртуального объекта).

В 2020 году новым CEO Lamoda назначили Джери Калмиса. Основатели Lamoda Флориан Янсен и Буркхард Биндер покинули компанию (Нильс Тонсен и Доминик Пикер ушли из фирмы еще в 2018 году).

В апреле 2022 Lamoda открыла отдельный раздел «Шоурум», предложив своим клиентам более 4 тысяч товаров женской одежды, обуви, а также аксессуаров от ведущих российских брендов. Как отмечали в компании, за первое полугодие 2023 спрос на эту продукцию вырос на 130% в годовом выражении, а ассортимент на 300%.

В декабре 2022 года международная корпорация, которой принадлежала Lamoda, продала бизнес владельцу российской сети универмагов «Стокманн» Якову Панченко. Выручка от сделки составила 95 млн евро. Смена собственника никак не повлияла на планы («Продажа компании не повлияет на нашу стратегию и миссию быть лидирующей e-фэшн платформой в России и СНГ, и придаст дополнительный импульс к развитию благодаря приходу нового собственника», — заявил тогдашний гендиректор Lamoda Джери Калмис) и, соответственно, финансовые позиции маркетплейса: в 2023 году — чистый оборот компании составил 132,5 млрд рублей. 

Помогло Lamoda и то, что фирма стала постепенно переходить в оффлайн-сегмент: на месте некоторых бывших магазинов Adidas компания открыла собственный проект торговых точек, реализующих спортивную одежду и обувь (вложения в первые объекты оценивались экспертами РБК в примерно 10 млрд рублей, всего планируется запустить 300 магазинов в течение 3 лет). 

По данным на середину 2024 года, на площадке Lamoda размещены более 10 млн товаров и 5 тысяч мировых и локальных брендов. Корпорация намерена развивать не только сектор продаж, но и:

  • собственные торговые марки: в марте 2024 года стало известно о том, что фирма, управляющая Lamoda (Общество с ограниченной ответственностью «Купишуз»), подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков Expect, Found, Junes, Mate, Nume, Pose, Renew, Unite, Mademan, а также некоторых других;
  • технологические проекты с искусственным интеллектом (например, это направление позволяет подбирать для покупателей необходимы образы, исходя из того, чем человек интересовался ранее).

IT-направлению в Lamoda уделяется особое внимание: в штате корпорации более 700 технических специалистов разного профиля (продуктологов, разработчиков, датасайентистов, аналитиков и т.д.). Их первостепенная задача на данный момент — работа с пользовательским опытом («что потребитель видит на сайте Lamoda, какие баннеры, как организован каталог, как выглядит карточка товара»).

О том, как технически работает «закулисье» Lamoda в 2021 году частично рассказывал Habr. По данным издания, в Lamoda на тот период времени было сразу пять больших подразделений: департамент разработки, отдел сопровождения IT, отдел внедрения и поддержки ERP-системы, отдел поддержки сервисов, департамент данных и аналитики. При этом, например, специализированный отдел разработки выглядел так: команды были разбиты по основным платформам, отдельно — существовали группы для backend сервисов. Каждая такая команда включала в себя фронт- и бэк-разработчиков, аналитиков, тестировщиков и менеджера продукта.

А что с интеллектуальной собственностью?

У Lamoda на данный момент — более двух десятков товарных знаков. Это не только стандартно-обозначающие названия корпорации, но и, например, слоганы («Мода с доставкой») и придуманные сочетания (Laспродажа). К сожалению, патентов, программ, баз данных за фирмой ООО «Купишуз» не числится.

Зарегистрировать товарный знак
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет
МС
Максим Смоляров
279
+1
279
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.