Одна из крупнейших медицинских компаний России сначала не имела даже офиса. Сделав ставку на быстроту, простоту и удобство, Инвитро начала быстро развиваться и расти. Сейчас у предприятия миллиардная выручка и амбициозные планы на будущее, ее история — в нашем материале.
Как все начиналось
В 1995 году врач-реаниматолог Александр Островский и биохимик Алексей Мошкин создали подразделение московской компании-дистрибьютора оборудования для клиник и медлабораторий «ОМБ» («Объединенная медицинская биржа»). Оно специализировалось на выполнении лабораторных анализов. В 1998 году компания стала называться «Независимая лаборатория „Инвитро“». Тогда же была подана заявка на регистрацию одноименного товарного знака.
Сначала она работала только с медицинскими организациями, но в начале 2000 года открыла в Москве свой первый собственный офис по приему простых граждан. Преимуществом Инвитро стала возможность сдачи анализов пациентами в любое удобное для них время (включая выходные дни) без необходимости повторного посещения офиса. В 2005 году она стала первой частной лабораторией, работающей по системе франчайзинга.
Интеллектуальная собственность
У Инвитро зарегистрировано множество товарных знаков. Среди них, например, торговая марка «Проверено INVITRO».
В начале 2016 года руководство компании приняло решение об обновлении бренда, которое «отразило бы эволюционные изменения в идеологии бренда и текущий статус компании-лидера на российском рынке медицинских услуг». Основными элементы нового фирменного стиля стали цвет, который получил название Invitro Blue, и медицинский крест.
Сейчас в центре логотипа находится название компании, написанное особым шрифтом, который был разработан специально для Инвитро.
Имеется у предприятия и действующий патент, связанный с диагностикой.
Но куда интереснее программы для ЭВМ. Их у Инвитро несколько десятков. Все они так или иначе заточены на улучшение качества обслуживания клиентов. Такой портфель программ скорее типичен для IT-компании, что говорит о том, что руководство заинтересовано в грамотном управлении интеллектуальной собственностью предприятия.
Инвитро сейчас
У компании более 17 млн пациентов в год и почти две тысячи медицинских офисов в 5 странах (Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан). Лаборатории находятся в трех странах (Россия, Республика Беларусь, Казахстан), они позволяют делать 260 тысяч тестов ежедневно.
Выручка Инвитро в 2022 году составила почти 11,26 млрд рублей, чистая прибыль — 703,7 млн рублей. В этом же году компания заявила о планах провести IPO (первичное публичное размещение акций).
В 2023 году основатель Инвитро Александр Островский продал фирму бизнесмену Роману Мирончику, стоимость сделки могла превысить 40 млрд рублей, считают эксперты.
— Государство всячески старается создать у людей впечатление, что только у него есть настоящая, «большая» медицина, а частный медицинский бизнес — это так, несерьезно. Мало того, что ничего особенно не умеет, так еще и деньги дерет. В существующей системе у государства гораздо больше рычагов влияния на сознание потребителей. Но частная клиника гораздо сильнее заинтересована в том, чтобы потребителю было хорошо, — говорил Островский в интервью.