Первый магазин сети «Юлмарт» открыли в Санкт-Петербурге в 2008 году. Основателями компании стали Алексей Никитин и Михаил Васинкевич. Их идея-фикс строилась на создании розничных точек, функционирующих по особому формату: делали склад-гипермаркет, внутри которого разместили терминалы для заказа компьютерной техники и электроники. Клиент оформлял заказ, ему тут же выдавали товар.
Эта концепция взаимодействия с покупателем понравилась еще одному бизнесмену, Дмитрию Костыгину. В 2000-х он занимался развитием в России сети продовольственных магазинов «Лента». Продав долю в ней, Костыгин со своим деловым партнером, также работавшим в Ленте, Августом Мейером начали инвестировать полученные средства в разнонаправленные проекты. От 100 до 120 млн долларов получил «Юлмарт» (эта сумма равнялась 45% доли в корпорации).
Вложенное оправдалось сторицей. К 2013 году сайт интернет-ритейлера имел солидную посещаемость: 750 тысяч визитов в сутки. Сеть включала сразу 30 центров исполнения заказов, 240 точек выдачи и приема, 300 автомобилей. У фирмы расширялся и предлагаемый ассортимент: «КО» писало, что у проекта в 2016 году было более 150 тысяч товарных наименований, а также — свыше 10 млн позиций, реализуемых со складов поставщиков (и это была не только электроника, но и иные товары).
Вполне очевидно, что все эти показатели сочетались с внушительным финансовым результатом. По итогам 2014 года Юлмарт стал третьим в России в списке крупнейших интернет-компаний, оценочная стоимость фирмы, уступающей только Яндексу и Mail.ru Group, составляла 1,4 млрд долларов! В начале 2016 года стоимость бизнеса (по мнению экспертов) — снизилась до 1,1 млрд долларов.
Это уменьшение экономических параметров фиксирует и возникновение серьезных проблем внутри проекта.
Во-первых, не «сыграла» стратегия развития. О ней немного рассказывал экс-гендиректор фирмы Сергей Федоринов в интервью РБК в 2019 году. По его словам, у компании было операционное ядро (условно — 10 прибыльных точек продаж). Еще 30 были запущены отдельно с целью выхода на плановые финансовые показатели через 2,5 года. Далее — цитата: «Есть два момента, может быть, неочевидные. Первое — инвесторы в лице Дмитрия Валентиновича (Костыгина) и Михаила Юрьевича (Васинкевича) в «Юлмарте» появились через 2 года после старта проекта, в 2010 году, когда компания уже вышла в прибыль и первый объект на Благодатной улице открыла за собственные деньги. Второй момент — когда зашли инвесторы, их вопрос был: как будем развиваться? Как можно быстрее захватывать долю рынка или получать прибыльность? Если второе, то мы развиваемся аккуратно и соблюдая норму EBITDA. Было принято решение занимать долю рынка, чтобы потом монетизация компании была не за счет прибыли, а за счет ее оборотов. Абсолютно холодный расчет, ориентированный на IPO. И это удалось — мы попали в топ-50 даже по европейским меркам и собирались выходить на IPO, если бы не события 2014 года».
Во-вторых, в компании начался внутренний конфликт, направленный на консолидацию управления в одних руках. Противостояние сторон завершилось крайне негативно для фирмы: финансовые и операционные показатели стали ухудшаться, кредитующие корпорацию банки остановили финансирование, попросив вернуть деньги. Аналогично поступили и поставщики: они ужесточили требования к приобретению у них товаров. В результате — налоговая проверка 2012-2013 годов зафиксировала у Юлмарта недоимки, пени и штрафы на сумму около 188,5 млн рублей.
В-третьих, внутрикорпоративные споры и, соответственно, ухудшение финансовой обстановки в Юлмарте привели к тому, что ситуацией заинтересовались правоохранительные органы. Это, конечно, не упрочило позиции фирмы и ее представителей: попытки ведущего акционера компании найти на нее покупателей закончились фиаско. Lenta.ru, анализируя сложившуюся ситуацию в 2020 году, писала, что причиной многочисленных отказов, полученных руководством Юлмарта от потенциальных крупных бизнесменов, могущих стать совладельцами гиганта, стало то, что построенная когда-то в начале 2000-х бизнес-модель корпорации, к сожалению, исчерпала себя.
В-четвертых, в 2016 году долги Юлмарта перед поставщиками выросли до 6 млрд рублей. Все это и привело к тому, что корпорация была официально признана банкротом, а в 2024 году — ликвидирована.
До самого последнего дня фирма исполняла обязательства перед своими контрагентами и даже пыталась как-то разрешить внутренний конфликт. Не удалось.
В 2024-м — бывших топ-менеджеров ритейлера приговорили к лишению свободы, но отпустили из-за истечения сроков давности.
Откуда вообще возникло такое наименование — Юлмарт?
ТАСС пишет, что изначально это название использовала петербургская компания Ultra Electronics. Она занималась продажей товаров по онлайн-каталогу и даже планировала открыть магазины в Москве и Северной столице. Обозначение «Юлмарт» использовалось как созвучное американскому Wal-Mart (это, как известно, крупнейший ритейлер в США). В 2008 году у Ultra Electronics появились финансовые проблемы. Поэтому бренд был передан компании «Комбриг», принадлежавшей бизнесменам Алексею Никитину и Сергею Федоринову, которые, напоминаем, были основателями сети, ставшей позже известной в России как Юлмарт.
Что сейчас с интеллектуальной собственностью Юлмарта?
Товарные знаки, принадлежащие одноименному непубличному акционерному обществу, либо уже не действуют, либо скоро прекратят свое действие.
Это, кстати, не только стандартный Юлмарт, но и Ялмарт, Юморт, Юлма, Ку-ку, Элементарно и многое другое.
На этом фоне, конечно, удивительна судьба нескольких брендов, принадлежавших Лоншакову Дмитрию Викторовичу: один из них, поданный на оформление в 2014 году, — продолжит функционировать аж до 2034 года.
Это все по интеллектуальной собственности самой компании? Нет. В активе у «Юлмарта» была еще одна полезная модель — «Сервисный модуль и комплекс для обслуживания покупателей на его основе».
Концепт этого запатентованного объекта описан так:
- Первое — сервисный терминал системы дистанционного обслуживания имеет систему отбора товара, специальную компьютерную систему, средства связи и автоматизированные рабочие места продавцов.
- Второе — комплекс для обслуживания покупателей включает в себя систему отбора товара, средства связи, систему для хранения и обработки заказов, терминал, используемый для комплектования их и доставки. Необходимо отметить, что компьютерная система, работающая внутри этой программы, дополнительно содержала сервер оформления документов, расположенный в терминале проверки качества товаров, который, в свою очередь, был связан с терминалами комплектования и оплаты.