«Яндекс» просит суд признать недействительным решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака для ClickHouse

МА
Мария Апатенко, редактор журнала

Компания «Яндекс» просит Суд по интеллектуальным правам (СИП) признать недействительным решение Роспатента, принятого по резульатам рассмотрения возражение на отказ в регистрации товарного знака по заявке №2019740938. Обозначение представляет собой изображение пяти вертикально расположенных линии?, одна из которых короче остальных. Товарный знак выполнен в желто-красной цветовой гамме и является логотипом продукта «Яндекса» — ClickHouse.

Как следует из картотек арбитражных дел, суд оставил заявление «Яндекса» без движения до 18 октября. До этой даты компании предложено устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения. 

В июне 2021 года Палата по патентным спорам оставила в силе решение Роспатента, который отказался зарегистрировать товарный знак по заявке №2019740938. Причиной для отказа стало отсутствие различительной способности у заявленного обозначения, так как доминирующее положение в нем занимают неохраняемые элементы – простые геометрические фигуры, которые не образуют композицию, дающую качественно инои? уровень восприятия, отличныи? от восприятия отдельных входящих в нее элементов. 

В возражении на решение Роспатента «Яндекс» указывал, что составные элементы обозначения объединены общим замыслом (объединены в колоночную матрицу), поэтому образуют композицию, обладающую различительнои? способностью. Как пояснили в компании, образ колоночнои? матрицы непосредственно связан с основнои? деятельностью заявителя. 

ClickHouse — это колоночная аналитическая Система управления базами данных (СУБД) с открытым кодом, позволяющая выполнять аналитические запросы в режиме реального времени на структурированных больших данных, разрабатываемая «Яндексом». В отличие от многих других СУБД, ClickHouse работает с таблицами поколоночно, а не построчно, таким образом, желтые колонки символизируют основнои? принцип обработки данных, на котором функционирует продукт. Отмечалось также, что желтыи? цвет колонок символизирует поисковую строку «Яндекса», которая выполнена желтым цветом, а красныи? квадрат – нужную пользователю ячеи?ку.

В подтверждение приобретеннои? различительнои? способности заявленного обозначения «Яндекс» ссылался на его использование для своего продукта с 2016 года, а также указывал, что в настоящее время многие крупные компании успешно используют ClickHouse. По мнению «Яндекса», возможность регистрации обозначении?, представляющих собои? композицию, но состоящих из простых геометрических фигур, подтверждается зарегистрированными на имя различных правообладателеи? товарных знаков, например: №543393, №639868.

В заключении коллегии Палаты по патентным спорам отмечается, что деление одного из прямоугольников на две части (красную и желтую) не придает обозначению оригинальности, позволяющей потребителю индивидуализировать товары и услуги производителя. Кроме того, обозначение воспринимается как столбчатая диаграмма, применяемая различными субъектами хозяи?ственнои? деятельности в сфере аналитики, образования и других отраслях.

Коллегия также не согласилась с доводами заявителя, который полагает, что благодаря выполнению изображения в желтом цвете, потребитель, вероятно, ассоциирует его «Яндексом», так как компания широкого использует в своих продуктах этот цвет. В заключении указано, что представленные «Яндексом» документы не свидетельствуют о том, что компания использует исключительно желтый цвет. Так, некоторые товарные знаки «Яндекса» выполненные в красном и черном цвете.

Кроме того, коллегия обратила внимание на то, что, согласно представленным материалам, в статьях, социальных сетях и прочих ресурсах используется не отдельное обозначение, состоящее из изобразительного элемента, а комбинированное, где индивидуализирующую функцию выполняет словесныи? элемент ClickHouse. «Использование комбинированного обозначения не является надлежащим доказательством приобретения различительнои? способности изобразительным элементом этого комбинированного обозначения в отдельности», — отмечается в заключении. 

Комментируя ссылки на зарегистрированные товарные знаки, представляющие собой комбинацию простых геометрических фигур, коллегия отметила, что они деи?ствительно образуют запоминающиеся композиции, приводящие к новому уровню восприятия. 

Заглавное фото: ФИПС

МА
Мария Апатенко, редактор журнала
23
+1
23
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.