В конце прошлого года стало известно, что «Яндекс. Такси» подало в Роспатент заявку на регистрацию позывных звуков как товарных знаков. «Ведомости» тогда отмечали, что один из предлагаемых к оформлению звуковых брендов — это музыкальный трек, который получает водитель при появлении заказа, второй — внешне похож на мелодию звонка. Представители агрегатора заявляли, что эта регистрация типична для фирмы, цель — нотифицировать некоторые процедуры (например, проинформировать клиента о том, что «водитель начал заказ» или «надо пристегнуть ремни»).
Роспатент регистрирует звук как товарный знак?
Да, никаких ограничений в этом плане в России нет. По данным на конец 2022, в РФ в реестр Роспатента внесено около 90 звуковых знаков. Наиболее известные из них — позывные радиостанций «Европа Плюс», «Русского радио», заставки «Спокойной ночи, малыши», мурлыканье кошки из рекламы «Whiskas», сопровождение машин «АвтоВАЗ» и многое другое.
Как проходит оформление?
В стандартном формате — предприниматель подает заявку, ее рассматривают специалисты Роспатента, принимая решение о регистрации или об отказе. Средний срок процедуры — 18 месяцев и 2 недели.
Единственное — для оформления документов правообладатель должен представить на цифровом носителе сам звук с приложенными частотами или нотами (в которых прописывается манера исполнения — см. зарегистрированный товарный знак «Радио Шансон», MasterCard, рекламы «Вимм-Билль-Данн»), либо (если такую раскладку предусмотреть невозможно, как, например, при урчании кошки) — исключительно звук.
Длительность такой мелодии — не более 10 тактов или музыкальной фразы. Если источником звука является, например, довольный кот, то максимальное время его звучания — не более 30 секунд.
Как это может выглядеть?
Упоминаемый нами ранее «АвтоВАЗ» зарегистрировал звуковой товарный знак на 3 секунды. Ноты произведения на сайте отсутствуют. Есть лишь характеристика звучания фрагмента: он, как следует из регистрационных документов, состоит из трех частей. Первая — это мотив, начинающийся с однократного удара бас-барабана, совмещенный с синтезированным пассажем. Вторая часть (от 1 секунды до 2,4 секунды) — это мелодичный мотив, исполненный мужским голосом. Третья часть — звук одиночного удара в бас-барабан. Оценить всю совокупность композиции можно здесь.
А если я хочу зарегистрировать подобный знак в других странах, входящих в ВОИС?
Это возможно. Единственное — заявка на регистрацию такого знака должна включать графическое представление звука, его текстовое описание, запись предлагаемого для оформления, а также любую из представленных выше комбинаций в соответствии с требованиями получающего документы национального ведомства.
А как это выглядит на практике? Исследователи пишут, что, например, в Норвегии компания Deutsche Telekom AG зарегистрировала звуковой знак, представляющий мелодию из пяти нот с особой интонацией в тональности до-мажор.
Еще несколько классических примеров звукового товарного знака:
- открытие зажигалки фирмы Zippo;
- рыкающий лев в заставке Metro Golden Mayer;
- мелодия звонка Nokia (гитарное оформление популярной мелодии);
- вступительный звуковой ряд Intel и Microsoft;
- реклама «Макдональдс» (знаменитое «Пара-па-па-па»);
- заставка Nescafe или Netflix.
Какие требования предъявляются к регистрируемому звуковому обозначению в Европе?
Как и во всех остальных случаях, предлагаемый для оформления звук должен быть уникальным, характеризующим исключительно определенную компанию. Если этого нет (например, звук открывающейся газировки не связан с определенным брендом), то в правовой защите откажут.