Как защитить фирменные блюда?
Ресторанный бизнес — один из самых популярных не только среди индивидуальных предпринимателей и семейных компаний. При этом значительная доля успеха предприятия зависит не только от оформления и обслуживания, но и от наличия в меню фирменных блюд. Некоторые фирменные блюда свойственны определённому ресторану, а некоторые — шеф-повару. Так или иначе, коммерческий успех многих отдельных ресторанов и сетей зависит от того, будет ли сохранён в тайне их рецепт приготовления блюда. Также важно, сможет ли правообладатель через суд получить компенсацию за использование их интеллектуальной собственности, если рецепт использует другая компания.
Способы защиты фирменных блюд
В целом в ресторанном бизнесе многое подлежит официальной регистрации — логотип, название, даже дизайн меню. Однако вопрос с защитой самих рецептов остаётся по большей части нерешённым. Например, можно использовать товарный знак, но он защищает не само блюдо, а именно его название. Такую практику широко применял Макдональдс, регистрируя товарные знаки на наименования фирменных блюд: Роял Чизбургер, Макчикен, McCRISPY, РОЯЛ ДЕ ЛЮКС, McFLURRY. Впрочем, такая практика не всегда оказывалась успешной — например, право на товарный знак Big Mac было утеряно в ходе судебного разбирательства в Ирландии.
Так, кулинарный рецепт сложно признать объектом авторского права. Суть в том, что помимо объективной формы выражения рецепт в таком случае должен обладать творческим характером, что довольно сложно осуществить. В то же время набор рецептов или ингредиентов при желании можно защитить в качестве базы данных. Например, в сентябре 2022 года в Роспатенте была зарегистрирована база данных “Народные рецепты Тамбовской области”. Правообладатель — государственный институт. Причём это едва ли не единственный пример официальной регистрации рецептов в качестве базы данных.
Встречается регистрация кулинарных блюд в качестве полноценных изобретений. Однако стоит учитывать, что требования к регистрации изобретений очень высоки и в таком случае либо само блюдо, либо способ его приготовления должны быть действительно инновационными. Причём именно способы приготовления регистрируют в этой области чаще всего. Например, в таком качестве зарегистрирован способ приготовления глазированного картофеля фри (к слову, правообладателем также является государственный университет). Найти пример патентования не способа, а самого блюда также можно — пример тому патент на вафли от 2020 года. Регистрировал патенты и Макдональдс, например, способ и устройство для приготовления сэндвича.
Для защиты внешнего вида кондитерских изделий применяется патентование промышленных образцов (или промышленного дизайна). Для такой регистрации блюдо должно обладать принципиально новыми эстетическими качествами, которые не препятствуют функциональному назначению. Например, какое-то время действовал патент на промышленный образец со 4 вариантами внешнего вида фруктово-сметанного торта.
Несмотря на потенциальный успех регистрации патента на фирменное блюдо, такое решение имеет существенный недостаток — информация становится совершенно открытой и придётся сначала контролировать всех конкурентов, а после в суде доказывать идентичность блюд. Именно поэтому как рестораны, так и крупные сети гораздо чаще защищают свои рецепты в качестве ноу-хау (коммерческой тайны). Такая защита позволяет заявить о своём индивидуальном подходе, но не раскрывать информацию конкурентам.