Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность
Основной актив любого ИТ-стартапа — это интеллектуальная собственность (элементы бренда, контент, дизайн и, конечно, многочисленные разработки программного обеспечения — платформенных решений, мобильных приложений, иного софта). Все это необходимо оформить и защитить.
Зачем это нужно? Если пренебречь регистрацией своей интеллектуальной собственности, то ее можно лишиться в любой момент: какая-нибудь крупная корпорация с именем, заполучив идею ПО или ее исходный код, перехватит вашу инновацию, проведет документы через Роспатент, а потом запретит использование уже своей программы вполне официально через суд.
Какая еще выгода от правильного оформления нематериальных активов?
- Они серьезно улучшают инвестиционную привлекательность ИТ-бизнеса;
- Могут стать залогом для получения кредита;
- Используются для обоснования стоимостных показателей в любом контракте.
Как регистрируется интеллектуальная собственность стартапа?
Программное обеспечение можно оформить по требованиям как авторского, так и патентного права.
Авторское право нацелено на сохранение не содержания, а формы (то есть будет охраняться не то, как работает ПО, а исключительно написанный код).
Основной формат защиты — депонирование, регистрация в Роспатенте (получение свидетельства на ПО), а также в других реестрах, размещение сведений в публичном доступе с обязательным указанием даты и времени создания, направление ПО самому себе по почте.
Помните, что функциональную часть программы можно запатентовать как изобретение. В этом случае обращающийся в Роспатент должен в заявке отразить алгоритм работы ПО, а также описать технический результат использования. В принципе, запатентовать таким путем можно практически любую программу: антивирусы, интерфейсы взаимодействия с клиентом, системы управления базами данных и многое другое. Так делает Яндекс и Лаборатория Касперского.
А, например, алгоритм применения ПО зарегистрировать можно?
Роспатент не видит в этом ничего проблематичного. Единственное:
- Алгоритм должен быть не умозрительной конструкцией, а промышленно применимым форматом;
- Он должен иметь изобретательский уровень и быть новым.
А можно примеры, когда применяется патентование?
Конечно!
Патент «Алгоритм поиска в компьютерных системах и базах данных» определял способ получения ритмических соответствий между музыкальной информацией и текстовыми сведениями в компьютерных системах.
Патент «Система и способ блокирования доступа к защищаемым приложениям» от «Лаборатории Касперского» устанавливает приемы прекращения доступа к данным.
Патент «Способ обработки поискового запроса и сервер» от «Яндекс» указывает на схему взаимодействия с полученным поисковым запросом.
Как выбрать формат защиты: патент или свидетельство?
Эксперты советуют не распыляться при оформлении патентов. Помните, что этот документ получать долго и достаточно дорого. Его применяют в нескольких основных случаях, если:
- Фирма планирует в последующем продавать лицензии на свою IT-продукцию;
- Деятельность предприятия — в тех сферах, где контрагенты — это компании с патентами;
- Стартап получает грант, который предусматривает обязательность патентования;
- Корпорация хочет привлечь инвесторов.
Что еще можно зарегистрировать?
Например, товарный знак. Данный продукт проходит успешную регистрацию в Роспатенте, если обладает отличительной особенностью на рынке и, конечно, не нарушает права третьих лиц.
А если не оформлять товарный знак? Риски такие же, как и при отказе от оформления ПО. Всегда можно натолкнуться на патентного тролля. Раскрутив бизнес, вам могут запретить использовать свое наименование: любой ушлый бизнесмен, обнаружив отсутствие вашего бренда в базе данных Роспатента, вправе зарегистрировать его в качестве своего собственного. Потом — суд, который редко когда становится на сторону неудачливого предпринимателя.
На этом все?
Регистрируя свои разработки, не забывайте о внутренней юридической документации в компании.
Официально оформленные сотрудники должны подписать должностные инструкции и соглашения о конфиденциальности, в которых будет четкое указание на возможные финансовые санкции в случае незаконной передачи информации потенциальным конкурентам.
Если вы используете труд внешних подрядчиков, то в контрактах необходимо отразить обязательство о нераспространении данных о разработке.
Во всех ситуациях — максимально четко прописывайте передачу авторских прав на создаваемую продукцию.