Как прекратить показ чужого рекламного объявления с вашим брендом и получить компенсацию
Кто же откажется от бесплатной рекламы? Пожалуй, никто. Но не всегда использование вашего бренда полезно для вашего бизнеса. Если рекламное объявление с вашим упоминанием уводит на сайт конкурента, значит вы попали в одну из Интернет-ловушек и можете терять клиентов.
Как работает такое объявление
Механика очень простая. Вы раскручиваете свой товар или услугу под оригинальным брендом, который постепенно становится все более востребованным. На каком моменте вы можете потерять клиента:
Пользователь хочет приобрести или воспользоваться вашей услугой
Вводит название в поисковую строку
Видит объявление, в котором упоминается нужный ему бренд
Кликает на объявление. И, если объявление давал конкурент, то клиент уйдет к нему на сайт.
Поймет ли пользователь, что пришел «не туда»? Далеко не факт, тем более, что недобросовестный конкурент может приложить дополнительные усилия. Например, оформить сайт в вашем стиле и использовать схожее доменное имя (это тоже одна из скрытых причин потери клиентов, подробно разбирали как наказать хитреца, здесь).
А можно пример?
Обратите внимание на "Шелковый путь" в тексте объявлений. Это реальное дело, когда чужой товарный знак №502760, принадлежащий салону Thai-Spa 7 Красок, использовали конкуренты для привлечения на свои сайты.
Путь может быть только один
Суд постановил запретить ООО "НОВАЯ ЖИЗНЬ" использовать на сайте ab-spa.ru обозначение "Шелковый путь". Правообладатель Thai-Spa 7 Красок прекратил показ объявлений конкурентов со своим брендом. (дело № А40-139033/16-110-1236)
Как узнать или проверить, использует ли кто-то мой бренд
Введите свой бренд в поисковую строку и смотрите результаты. Обратите внимание, что у рекламных объявлений всегда стоит справа пометка "реклама".
Заметили в тексте или заголовке свой бренд, а клик мышкой отправляет на чужие ресурсы – ура (хотя, чему тут радоваться?), вы нашли ее, рекламу "по конкурентам".
Последствия рекламы-паразита
Конкурент продвигает свои товары и услуги буквально за ваш счет:
Клиенты уходят к конкурентам
Расходы на продвижения увеличиваются
Снижается узнаваемость бренда (и снижаются продажи)
А вот возможен еще и вариант, когда конкурент не просто заманивает потенциальных покупателей к себе на сайт при помощи чужого звучного бренда. На сайте могут продаваться поддельные товары (чаще всего сомнительного качества) под вашим звучным названием. Это также косвенно может повлиять на продажи и у оригинального поставщика или производителя.
Но есть плюс. Именно рекламодатель несет ответственность за содержание рекламного объявления.
В общем потоке
Компания "МКМФ" использовала в рекламном объявлении в Яндекс.Директе название востребованных насосных установок компании-производителя "АДЛ". К счастью, производитель защитил названия в качестве товарных знаков (Гранфлоу Granflow № 277433). Суд постановил: Признать нарушением использования товарного знака Гранфлоу в рекламном объявлении Выплатить компенсацию в размере 550 000 руб. (Дело № А40-55417/2017)
Как же у этих компаний получилось прекратить показы и получить деньги?
Секрет очень прост – компании из примеров выше своевременно зарегистрировали свои бренды в качестве товарных знаков и получили исключительные права на обозначения. Правообладатель может использовать товарный знак и запрещать его использование третьим лицам в сети Интернет (пункт 3 статьи ГК РФ 1484).
Почему все-таки просто известности будет недостаточно? В случае с брендами также работает известный постулат: "Что не запрещено, то разрешено". Если на какое-то название ни у кого не оформлены права, значит, оно никому не принадлежит – бери кто хочешь.
Если обращение в рекламные сети не увенчалось успехом или вы планируете получить компенсацию за нарушение ваших прав, то вы можете обратиться в суд.
Как зафиксировать нарушения
В суде вам понадобится предоставить доказательства, что ваши права нарушили. Столкнувшись с нарушением, зафиксируйте их.
Программа минимум – сделайте скриншоты или распечатайте страницы поисковой выдачи, где четко видно все окно браузера, дата распечатки и адрес страницы. И отправляйте всё это специалисту, который поможет вам собрать информацию о рекламодателе и другие подтверждающие документы. И помните, что в случае выигранного дела, размер компенсации за нарушение одного вашего товарного знака может составлять до 5 млн руб., а все судебные расходы лягут на ответчика-нарушителя.