Как защитить маскота (персонажа компании) от копирования
Маскот – это воплощение бренда, талисман, приносящий удачу. Чаще всего встречаются образы животных или людей. Например, Волк-Забивака как символ Чемпионата мира по футболу 2018, Кролик Квики у Nesquik, или фиолетовая корова шоколада Milka. Ценность таких персонажей может стремиться к бесконечности - потребитель скорее прислушается к антропоморфному зайцу, чем к сухому тексту, и выберет батарейки определенного бренда. Разбираемся, как правильно оформить права на маскотов, чтобы никто, кроме вас, не мог их использовать.
Какие ситуации опасны для вашего маскота
Привлекательный персонаж может приглянуться не только вашим клиентам, но и конкурентам, которые предпочтут заработать на вашей популярности.
Схема такая: выпускается продукт, на упаковке размещается узнаваемый образ один в один или с небольшими изменениями. Потребитель введен в заблуждение, покупка совершена не у вас. По итогу, вы лишитесь части прибыли и можете понести репутационные потери.
Например, во время Чемпионата мира-2018, очень многие недобросовестные продавцы активно пытались заработать на узнаваемой символике и предлагали поддельный мерч, чаще всего низкого качества. Общую сумму возможного ущерба сложно представить - только один из случаев тянул на 500 тысяч!
Однако, организация ФИФА (правообладатель символики Чемпионата мира-2018) была в своем законном праве требовать прекращения эксплуатации образов и, чаще всего, контрафактная продукция убиралась с полок. Дело в том, что образы того же Волка-Забиваки были оформлены как товарные знаки.
Авторское право или товарный знак
Будучи оригинальными произведениями дизайна, маскоты, эмблемы или логотипы попадают под действие авторского права. Такое право возникает уже по факту создания изображения. Однако, для целей коммерциализации, объема правовой охраны в данном случае может быть недостаточно.
В случае копирования или заимствования вашего маскота, будет очень сложно доказать нарушение ваших прав. Дело в том, что в авторском праве нет такого понятия как "сходство до степени смешения". Здесь на помощь вам придет товарный знак – исключительные права распространяются на все похожие варианты.
Преимущества регистрации маскота (персонажа) в качестве товарного знака
исключительное право на использование своего персонажа (в рекламе, на упаковке и т.д.), возможность запрещать использование третьим лицам без вашего согласия;
в случае незаконного использования вашего бренда, можете обратиться в суд и получить компенсацию за нарушение исключительных прав до 5 млн рублей (ст. 1515 ГК РФ);
возможность получать доход от коллабораций и лицензий, для корректного заключения подобных договоренностей вам понадобится свидетельство на товарный знак;
зарегистрированный как товарный знак персонаж защищает целостность вашего бренда и повышает доверие потребителей.
Как это работает на практике
Это вам не игрушки!Компания "СТС" зарегистрировала персонажей мультфильма "Три кота" в качестве товарных знаков (№ 707375, № 707374, № 709911, № 720365). Правообладателю стало известно, что образы используют без разрешения - в магазинах продаются игрушки с персонажами мультфильма. Телевизионная компания подала иск в суд против предпринимателя Чубаровой М.С. В итоге суд постановил выплатить 90 000 рублей компенсации в пользу компании "СТС" за незаконное использование товарных знаков (дело N А41-14135/2020).
Регистрация персонажа бренда (маскота) в качестве товарного знака поможет вам остановить недобросовестных конкурентов и получить полагающуюся по закону компенсацию.
Как оформить исключительные права на маскота
Зарегистрировать своего персонажа в качестве товарного знака можно онлайн, не покидая сайта. Для этого нужно сделать следующее:
Сейчас мы попросим у вас доступ к вашему аккаунту ВКонтакте. Нажмите «Разрешить», чтобы сервис SMM-Броня смог проанализировать вашу группу. Онлайн Патент использует официальные ресурсы доступа ВКонтакте и не собирает ваши личные данные.