Чем географическое указание отличается от наименования места происхождения товара?
Термины «географическое указание» (ГУ) и «наименование места происхождения товара» (НМПТ), используемые законодателем в статье 1516 Гражданского кодекса РФ, относятся к единой сфере — регламентации функционирования так называемых «региональных брендов».
Чем же отличаются эти два понятия?
Существенных различий, обозначенных Роспатентом, всего шесть.
1. Для оформления географического указания важно, чтобы на выбранной территории осуществлялся тот этап производства товаров, который прямо влияет на свойства представляемого объекта. У НМПТ немного иные правила: все задекларированные этапы производства, позволяющие формировать эти особые свойства, должны осуществляться на территории географического объекта.
2. Соответственно, для географического указания — качество, репутация, а также иные важные характеристики товара в значительной степени связаны с географическим происхождением. Для НМПТ — особые свойства уникального объекта исключительно определяются характерными природными условиями и (или) людскими факторами (например, профессиональными навыками местных мастеров).
3. Для географического указания используется обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта.
Для НМПТ используется другая категоризация: здесь рассматривается обозначение, которое стало известным в результате его постоянного использования.
4. Зарегистрировать можно:
для географического указания — любое обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с определенной территории;
для НМПТ — словесное обозначение, являющееся наименованием географического объекта.
5. Географическое указание в Роспатенте регистрируется проще, чем НМПТ: предприниматель, желающий оформить документацию, сам собирает документы, подтверждающие производство, которое соответствует заявленным характеристикам.
Для наименования места происхождения товара требуется обязательное экспертное заключение органа власти, который подтвердит, что производимый объект соответствует требованиям законодательства.
Зачем было разграничивать ГУ и НМПТ, если они относятся к одной сфере?
Одной из причин стало то, что нормативные акты регламентируют процесс регистрации НМПТ крайне жестко. Из-за этого многие региональные обозначения, имеющие качество и репутацию, не могли получить должной юридической охраны. В целях поощрения развития региональных брендов было принято решение о введении норм, регулирующих параметры «географических указаний». К этим объектам, как мы видим, законодатель предъявляет куда более мягкие требования при оформлении в Роспатенте.
Защитить свои товары с помощью географических указаний (ГУ) и наименования места происхождения товара (НМПТ) Вы можете здесь.
Сейчас мы попросим у вас доступ к вашему аккаунту ВКонтакте. Нажмите «Разрешить», чтобы сервис SMM-Броня смог проанализировать вашу группу. Онлайн Патент использует официальные ресурсы доступа ВКонтакте и не собирает ваши личные данные.