Честный знак vs. товарный знак - в чем разница и зачем все-таки нужно регистрировать свой бренд?
В 2015 году было объявлено о первом этапе в создании системы прослеживаемости товаров «Честный знак». У предпринимателей тут же появились вопросы: есть ли различия между товарным и честным знаком? Нужно ли регистрировать свой бренд для последующего оформления правоотношений с системой «Честный знак»?
Объясним различия.
Что такое «Честный знак»?
В самом простом виде — это маркировка уже произведенных товаров по заданным законодателем категориям.
Как пример. Покупаете бутылку воды? На ней размещен не только уже привычный многим штрих-код, но и специальный DataMatrix, сканируя который можно убедиться, что приобретаемое является неконтрафактным.
Иначе говоря, по этому коду «Честного знака» можно проследить весь путь товара от производителя до прилавка. При необходимости — компетентные органы вправе сопоставить информацию о продукте с данными таможенного и налогового учета, а также финансовой отчетности.
Что такое товарный знак?
Товарный знак — это ваша уникальная марка на продукте, которая индивидуализирует товар, выполняемую работу или оказываемую услугу.
Товарным знаком может быть слово или сочетания слов, изображения предметов, живых существ, фигур и комбинаций линий, звуки, запахи, а также иные обозначения.
Регистрация товарного знака происходит в Роспатенте. Срок правовой охраны — 10 лет с возможностью продления.
Нужен ли товарный знак для регистрации в системе «Честный знак»?
Такого требования госсистема к участникам не предъявляет. Включение субъекта в «Честный знак» предусматривает необходимость:
- оформления квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС;
- установку соответствующего программного обеспечения на предприятии;
- описание производимых товаров в специальном электронном каталоге;
- получение уникального DataMatrix-кода с последующим его нанесением на свою продукцию.
Так зачем же нужна регистрация товарного знака, если для «Честного знака» свидетельство на бренд не нужно?
Зарегистрированный товарный знак нужен предпринимателям, чтобы отграничить и юридически защитить свою продукцию от аналогичных товаров конкурентов.
Представьте себе, что вы приходите в магазин, а там на прилавке лежит несколько десятков брендов колбасы. Какую выбрать? Как в таком многообразии не запутаться? Если ваш товар не будет иметь своего уникального обозначения, то потребитель может не обратить на него никакого внимания, предпочтя более раскрученного конкурента.
Далее — если вы не стали официально регистрировать товарный знак, то надо учитывать, что ваш продукт всегда может подделать какой-нибудь ушлый бизнесмен. Однако если вы оформили права на свой бренд в Роспатенте, то здесь появляется возможность эффективно защититься от субъекта, который работает не по закону. Во-первых, вы можете подать иск в суд, потребовав запретить продажу контрафакта. Во-вторых, есть право взыскать с причинителя ущерба серьезную компенсацию.
Почему еще надо регистрировать свой бренд?
Если какой-нибудь условный предприниматель быстрее вас зарегистрирует ваш товарный знак в Роспатенте, то он получит право потребовать от вас в судебном порядке деньги и прекращение работы под придуманным вами наименованием. Доказывать свою правоту в этой ситуации проблематично.
«Честный знак» — это замечательная инициатива, но лучше все-таки зарегистрировать свой бренд и как товарный знак.