Что делать, если бывший сотрудник или партнер регистрирует мой бренд на себя?
12 минут
Все зависит от того, на каком этапе находится регистрация этого товарного знака.
Если заявка на оформление только была подана в Роспатент, то вы можете (до вынесения положительного решения экспертами) направить в госорган аргументированные возражения. Апеллируйте к тому, что начали использовать этот бренд (но, к сожалению, юридически не защитили права на него) намного раньше заявителя. Обязательно приложите к представленным в Роспатент материалам объективные доказательства этого. Здесь могут использоваться, например, контракты с подрядчиками (где будет упомянуто ваше обозначение), отзывы клиентов, сообщения, размещенные на сайте или в соцсетях, рекламные материалы, в которых указывается дата их выхода. Рассмотрев предоставленное, эксперты Роспатента могут отказать в регистрации товарного знака, заявка на который была подана бывшим сотрудником или партнером.
Совсем другой формат правовой защиты — в ситуации, когда бренд уже зарегистрирован. Здесь вам предстоит обращаться в Палату по патентным спорам, где дело будет рассматриваться в рамках административного производства. Противоборствующая сторона в этом процессе чаще всего — квалифицированный юрист, занимающийся профессионально интеллектуальной собственностью, и представляющий Роспатент. Соответственно, многие эксперты рекомендуют заявителям, решившимся на спор в Палате, в обязательном порядке заручиться поддержкой хорошего профильного правоведа. Он поможет собрать необходимые доказательства, оформит документы, направит заявление и представит ваши интересы во время заседаний.
Если решение Палаты по патентным спорам Роспатента вас не устроит, то готовьтесь к защите своих интересов в Суде по интеллектуальным правам.
Чтобы не попадать в ситуации длительных юридических конфликтов, когда требуется решать вопрос путем обращения в один или несколько органов власти, действуйте всегда на опережение:
- Во-первых, регистрируйте товарные знаки (как и иную интеллектуальную собственность) в Роспатенте на себя заранее;
- Во-вторых, если боитесь испортить отношения со своим партнером, то фиксируйте распределение прав внутри фирмы в предварительных официальных договорах;
- В-третьих, чтобы не было проблем с сотрудниками, отображайте все важные юридические аспекты взаимодействия в заключенных с ними контрактах.
Примеры судебных конфликтов, когда было противостояние из-за товарного знака, можно?
Конечно. Вот — дело, которое прошло все инстанции в арбитражном судопроизводстве. Партнеры рассорились по поводу зарегистрированного когда-то товарного знака. Стороны указывали, что хотя правообладателем объекта был истец, однако госпошлину за продление срока действия исключительного права на бренд оплачивал ответчик. Даже после прекращения сотрудничества — ответчик продолжал ставить товарный знак на баннеры в рекламу. Истец посчитал, что поведение бывшего друга не соответствуют закону и обратился в суд. Первая инстанция — отказала в удовлетворении требований. Эта позиция устояла и во всех вышестоящих судах. Они подчеркивали, что спорный объект был зарегистрирован партнерами во время их совместной работы, ответчик вкладывал деньги в функционирование предприятия (и бренда в гражданском обороте), а истец долгое время не использовал товарный знак по назначению.