Что делать, если партнер вышел за пределы договорных условий при использовании вашей интеллектуальной собственности?
12 минут
В этой ситуации у правообладателя есть несколько вариантов:
- Применить те меры ответственности, которые были определены заключаемым лицензионным договором;
- Также можно, например, потребовать прекратить противоправные действия; уничтожить производимый контрафактный товар; возместить убытки или заставить выплатить компенсацию.
У правообладателя есть возможность самостоятельно определять наиболее выгодный для себя путь из предусмотренного выше.
Так, например, по одному из дел — субъект, используя положения статьи 1301 Гражданского кодекса РФ, а не договора, взыскал с нарушителя почти 800 тысяч рублей за незаконное использование своей программы.
Были и такие случаи, когда правообладатель взял на вооружение наиболее эффективные методы защиты, предусмотренные как законодательством, так и договором. Например, за нарушение прав на зарегистрированный товарный знак контрагент заплатил 500 тысяч рублей: 250 тысяч были взысканы в качестве неустойки, а еще 250 тысяч — как компенсация за нарушение. Суд учел, что партнер не стал убирать товарный знак со своих площадок даже после того, как срок действия разрешающего контракта истек.
А еще есть ли какие-то иные случаи, когда выходят за пределы договора?
Да.
И их много. Чаще всего проблемы возникают, если:
- используют объект не теми способами, которые были установлены в соглашении;
- распространяются за пределы территории, оговоренной договором (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А57-28023/2021);
- выпускают товаров больше, чем это предполагается контрактом;
- также (ко всем перечисленным выше вариантам или отдельно от них) — взаимодействуют с прямыми конкурентами (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 N 13АП-39368/2022, 13АП-39559/2022 по делу N А56-60251/2022).
Есть и нестандартные случаи. Пример. Две фирмы. Одна — когда-то заключила договор коммерческой концессии и некоторое время оказывала услуги в сфере общественного питания, используя товарный знак контрагента, а также его ноу-хау. В контракте четко прописывалось, что после прекращения взаимодействия между партнерами — конкурировать субъектам прямо или косвенно нельзя в течение трех лет запрещалось. При нарушении этого условия предусматривалась санкция — неустойка в миллион рублей. Прекратив взаимодействие, фирма-партнер забыла об этом положении заключенного договора. Факт несоблюдения положений контракта был запротоколирован со стороны правообладателя. Он обратился в суд, с нарушителя взыскали указанную сумму в полном объеме (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2025 N 17АП-11753/2024-ГК по делу N А71-10884/2024).
Выводы
1. В заключаемом контракте нужно детально прописать все важные условия (территория, где будет осуществляться деятельность, способы использования объекта интеллектуальной собственности, объемы выпуска товара и многое другое). Также желательно указать размах санкции за нарушение требований.
2. Правообладателю предстоит наблюдать за организацией бизнеса своего партнера. Это можно сделать, анализируя, например, отчеты контрагента. При обнаружении нарушений — быстро и эффективно реагировать на возникшие ситуации.
Правильно составить лицензионный договор могут помочь эксперты.