Товарный знак — один из основных и наиболее распространенных объектов интеллектуальной собственности в РФ. В данной статье — рассмотрим, как регистрируется бренд и как разрешается использовать его после оформления.
Что такое товарный знак
Товарный знак (или, как его называют обыватели, — бренд, торговая марка) — это обозначение, которое необходимо для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (статья 1477 Гражданского кодекса РФ).
Сразу отметим: фирменное наименование, которое часто ассоциируют с товарными знаками, относится к категории обозначений названий коммерческих организаций в гражданском обороте.
Как пример:
«Чижик» принадлежит компании, работающей под фирменным наименованием Акционерное общество «Продторг».
Иногда отличие между товарным знаком и фирменным наименованием немного стирается.
В данном случае — есть товарный знак «Перекресток». И он принадлежит компании с фирменным наименованием — Акционерное общество «Торговый дом «Перекресток».
Виды товарных знаков
В ГК РФ определяется следующий перечень видов товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные, а также другие обозначения или их комбинации (статья 1482).
К словесным товарным знакам относят слова, сочетания букв, словосочетания, предложения и так далее. Примеры подобных брендов — Coca-Cola, «Крестьянка», «Just do it» и так далее.
Изобразительные товарные знаки — это (чаще всего) определенные оригинальные изображения, включающие предметы, разные геометрические фигуры, животных, людей и многого другого.
Комбинированные бренды — это разнообразные соединения и комбинации как слов, так и изображений.
Объемные товарные знаки — это чаще всего либо сам товар, либо упаковка его. При этом следует учитывать, что бренды подобного вида регистрируются только в том случае, если в заявленном есть некие индивидуализирующие черты.
Кроме основных упоминаемых выше, есть и иные (менее распространенные) виды товарных знаков.
Отметим, что большинство из указанных выше зарегистрированных нестандартных товарных знаков уже не действует.
Для чего регистрировать
Разберемся, зачем в принципе нужно регистрировать бренд.
Регистрация товарного знака необходима для решения нескольких важных задач:
Во-первых, нередко раскручиваемый, но неоформленный надлежащим образом бренд, заимствуется незаконно «патентным троллем» или недобросовестным конкурентом. Вернуть такой знак его создателю — дело очень сложное. Единственный способ предупредить возникшую ситуацию — как можно быстрее самому зарегистрировать продвигаемый товарный знак;
Во-вторых, аналогичная практика — действует в сети «Интернет» при работе с сайтами. Ушлые экономические противники иногда делают «дубли» URL-адресов и наименований порталов. Опять же — зарегистрированный в Роспатенте ТЗ поможет заблокировать такие ресурсы;
В-третьих, если вы обнаружите, что кто-то начинает использовать ваш оформленный бренд без надлежащего разрешения, то сможете взыскать с нарушителя до 5 млн рублей;
В-четвертых, регистрация товарного знака является единственным защитным механизмом от возможного собственного нарушения интеллектуальных прав других сторон.
Отметим особо, что товарный знак могут оформлять без проблем любые юридические и физические лица (включая ИП или самозанятых). Последним, кстати, право патентовать бренд было предоставлено относительно недавно — в 2023 году.
Зарегистрированный надлежащим образом товарный знак помогает:
Наладить производство своих товаров;
Реализовывать создаваемое на маркетплейсах (большинство подобных сайтов — требуют при оформлении продаваемой продукции документы, подтверждающие их «юридическую чистоту»);
Закупать товары в других странах (в том же Китае);
Оказывать услуги;
Продавать франшизу;
Эффективно защищать свое доменное имя;
Рекламировать свою продукцию или предоставляемые услуги в сети онлайн;
Использовать представленный товарный знак иным не запрещенным законодательством образом.
Что еще нужно знать про товарный знак
Внесение в ТРОИС
ТРОИС — это специальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель может внести свой товарный знак в этот перечень: если на таможне будет обнаружена продукция со схожим брендом без разрешительных документов, то в этом случае ее задержат для проведения проверки (статья 113 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ). При этом таможенные органы отдельно проинформируют правообладателя о попытке провоза подобного товара.
Срок действия товарного знака
Исключительное право на оформленный юридически товарный знак действует в течение десяти лет. Этот период отсчитывается от даты подачи заявки на госрегистрацию (за исключением некоторых условий, определенных в статье 1491 ГК РФ).
Срок действия прав на бренд можно продлить еще на десять лет, потом еще на десять лет и так далее. Для этого необходимо соответствующее заявление от правообладателя.
Передача прав на товарный знак (продажа)
Права на использование товарного знака можно передать несколькими способами:
По договору уступки (отчуждения);
По лицензионному договору;
Или по договору франчайзинга.
Учитывайте, что в первом случае — правообладатель полностью передает свой знак на коммерческой основе, в остальных вариантах — речь идет исключительно о передаче прав, своего рода аренде, иногда — с сопряжением дополнительных возможностей (по франшизному контракту — предоставляется не только товарный знак, но и также еще, например, секреты производства).
Можно ли поставить товарный знак на баланс компании
Зарегистрированный в Роспатенте товарный знак можно поставить на баланс своей фирмы.
Если бренд разработан не собственными силами предприятия, то для того, чтобы поставить обозначение на баланс надо соблюсти условия пункта 4 ФСБУ 14/2022.
Анализ подобной процедуры проводит ФНС. Соответственно, использовать объект — следует с учетом требований Налогового кодекса РФ.
Что не может быть товарным знаком
Законодатель устанавливает десятки ограничений для регистрации товарных знаков: не каждое предлагаемое к оформлению название одобряется Роспатентом.
В ведомстве, например, не станут выдавать свидетельство на обозначение, если представленное:
Вошло во всеобщее употребление для того, чтобы обозначить товары определенного вида;
Относится к общепринятым символам и терминам;
Характеризует товары, указывая на их качественно-количественные показатели.
Этот список, конечно, очень масштабный. Поэтому для патентования своего товарного знака надо учитывать следующие базовые параметры:
Ваше название не должно повторять товарный знак конкурента (это касается не только внешнего вида, но и даже звукописи представленных слов);
Предлагаемое название не должно оскорблять нравственность и правила поведения (нецензурные слова недопустимы);
Нельзя использовать элементы товарных знаков, внесенных в число общеизвестных;
Не стоит обманывать своих потенциальных покупателей.
Что нужно для регистрации товарного знака
Для оформления знака необходимо осуществить ряд процедур. При этом всегда важна предварительная подготовка.
Если вы решили подать придуманное вами название на регистрацию в Роспатент, то:
сначала необходимо предварительно его проверить на уникальность. Ни в коем случае нельзя, чтобы ваш товарный знак создавал препятствия для оформленной интеллектуальной собственности потенциальных конкурентов. Что касается логотипа, то он не должен противоречить законодательству РФ. Чтобы проверить свое название — рекомендуется использовать базу данных «Онлайн Патента» или платную базу данных ФИПС;
если с уникальностью проблем нет, то необходимо корректно подобрать классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Всего их 45 (34 — предусмотрены для товаров, 11 — для услуг). Правильный подбор подобных классов позволяет эффективно защитить ваш бренд в определенной сфере. Приведем пример. Вы хотите зарегистрировать бренд «Ромашка», торгуя красками, олифой и лаками. В данном случае — подойдет класс МКТУ № 2. Также (если вы намереваетесь рекламировать свой товар) — следует оформить название также по классу МКТУ № 35. Если вы планируете заниматься еще и строительными работами, то в этом случае потребуется класс № 37. Следовательно, в выбранных вами классах МКТУ не должно фигурировать аналогичное конкурентное название.
Определив наименование и сферу деятельности, необходимо собрать пакет документов. Здесь потребуется:
заявление о госрегистрации;
само обозначение и его описание;
указание перечня товаров и услуг, систематизированных по МКТУ.
Саму заявку в формате .DOC можно посмотреть здесь.
Стоимость регистрации товарного знака. Сроки оформления
При оформлении обозначения — заявитель платит несколько видов пошлин.
Первая — за регистрацию заявки: 4000 ₽ + 1000 ₽ (за каждый из классов МКТУ более 1); за проведение экспертных действий — 13 000 ₽ + 2500 ₽ (за каждый из классов МКТУ более одного);
Вторая — за собственно-регистрацию товарного знака: 18 000 рублей + 2000 рублей (за каждый из классов МКТУ более 5).
За выдачу свидетельства на товарный знак необходимо заплатить 3000 рублей.
Учитывайте, что ваше название регистрируется в среднем 18 месяцев и 2 недели. Наибольшие временные затраты приходятся на экспертизу обозначения — на нее тратится примерно 13 месяцев.
Возможно и ускорение оформления бренда. Для этого необходимо соблюсти несколько условий:
Во-первых, экспертиза Роспатента не должна найти в ваших документах серьезных нарушений, препятствующих регистрации;
Во-вторых, нужно заказать специальную услугу проведения предварительного поиска по обозначению в отношении всех 45 классов МКТУ. После завершения такого поиска (он длится 10 дней) — общий срок до получения окончательного решения Роспатента составит 1-2 месяца. Подробнее об этой услуге можно прочитать здесь.
Как зарегистрировать товарный знак?
Вы можете зарегистрировать торговую марку самостоятельно или привлекая к этой процедуре патентного поверенного.
Отметим сразу: регистрация — крайне сложна и требует профессионального подхода. Однако если вы разберетесь самостоятельно во всех приказах Минэкономразвития (их перечень представлен здесь), то, пожалуй, помощь патентного поверенного может быть и не нужна. К сожалению, самостоятельная подача не всегда проходит гладко.
Регистрация проходит в несколько этапов:
Заявка (включающая заявление, выбранное название, его описание и указание перечня выбранных классов МКТУ) направляется в Роспатент. Передачу документов можно осуществить в электронной форме (через сайт ФИПС или через «Госуслуги») или в неэлектронном формате путем представления документов по почте или очно (адрес — город Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1).
Принятые материалы заявки проверяются поэтапно:
сначала проходит формальная экспертиза (оценивается правильность составления документов);
затем — экспертиза заявки по существу (специалисты на основе проведенной формальной экспертизы — оценивают возможность оформления конкретного товарного знака путем оценки сходства обозначений с уже имеющимися).
Если экспертиза выявила несоблюдение требований законодательства, то заявителю направляется соответствующее уведомление. Обращающийся вправе ответить на полученное письмо в течение шести месяцев. Доводы заявителя рассматриваются в ведомстве в течение двух месяцев.
По итогам экспертизы принимается одно из возможных решений:
Либо товарный знак регистрируется;
Либо в регистрации откажут.
Если вам пришел отказ, то это нельзя воспринимать как крушение всех надежд. Необходимо модифицировать (в соответствии с требованиями законодательства РФ и Роспатента) свой товарный знак и подать обращение вторично. Также возможно обжаловать отказ Роспатента, например, в Палате по патентным спорам и в суде.
Если ведомство принимает решение о регистрации товарного знака, то в этом случае заявителю выдают соответствующее свидетельство.
Процесс регистрации вместе с Онлайн Патентом
Учитывайте, что зарегистрированный товарный знак можно использовать только в РФ
Рассматриваемая в этой статье регистрация обозначения касается только России. Если Вы намереваетесь расширить свой бизнес за пределы нашей страны, то в этом случае необходимо воспользоваться, например, системой Всемирной организации интеллектуальной собственности или Мадридским протоколом. Собрав необходимые документы для оформления бренда в зарубежных странах, Вы можете направить одну заявку через ВОИС для регистрации своей интеллектуальной собственности в 131 стране мира.
Резюме
Таким образом, оформив права на товарный знак внутри РФ, Вы:
защитите свой бизнес от посягательств со стороны конкурентов и «патентных троллей»;
сможете свободно использовать бренд для своих нужд (продавать товары на маркетплейсах, а также продвигать свой проект в интернете, блокируя попытки создания «дублей сайтов»);
получите право взыскать с выявленных нарушителей, использующих незаконно ваш товарный знак, до 5 млн рублей компенсации.
Процедура регистрации товарного знака — сложна и многоэтапна. Заявитель должен собрать пакет документов, представить их на рассмотрение в Роспатент. Эксперты ведомства проводят комплексную проверку подобных материалов. По итогам — принимается решение о регистрации или об отказе.
Если Вам отказали в оформлении бренда, то это не конец: Вы вправе либо модифицировать свою заявку и подать ее вторично, либо (если уверены в чистоте выбранного товарного знака) — обратиться в Палату по патентным спорам и в суд.
Подать заявку на патентование товарного знака можно здесь.